Представители государства и общественных организаций обсудили нашумевший законопроект
Беседа в стенах «Черновика» получилась весьма насыщенной и эмоциональной. Ведущий Магомед Магомедов несколько раз призывал участников не перебивать оппонентов, не возражать им посреди выступления.
В поддержку нового законопроекта высказался только один из участников круглого стола — замминистра образования республики Ширали Алиев. Он не согласен, что изменения в законодательстве как-то отразятся на возможностях дагестанцев изучать родные языки.
Он поделился своим пониманием изменений в законопроекте: национальные языки останутся в стенах школ. Оговорка «по выбору» означает лишь, что родители будут решать, какой именно язык изучать их ребенку.
Остальные участники с этим не согласились. Мухаммадрасул Омаров (Ассоциация СМИ на аварском языке) заявил, что это «лишь теория». В реальности же уже сейчас, до утверждения законопроекта, национальные языки находятся в школах на второстепенных ролях. Есть даже негласная установка и дальше выдавливать их за пределы школьного образования. (Замминистра с этим не согласился, требуя предъявить конкретные факты и документы.)
Главный редактор газеты на цахурском языке «Нур» Байрам Абдуллаев рассказал о трудностях представителей его народности в изучении родного языка. На что только ни ссылаются представители школьных администраций, когда дело доходит до дела: «нет специалистов», «нет помещений»… Просьбы организовать занятия хотя бы факультативно, во внеурочное время также наталкиваются на сопротивление. Директора действуют так, словно бы у них в самом деле есть указание выжить национальные языки из стен школ.
И снова замминистра с этим не согласился. Точнее, он считает, что такие действия администраций незаконны, и у родителей есть все возможности бороться с этим. Жаловаться, обращаться вплоть до органов прокуратуры.
«Почему они, родители, должны бороться с этим?! — вскипел научный исследователь и журналист Марко Шахбанов. — Почему вы в минобразования не пресекаете подобные действия директоров?»
Подтвердил свою мысль и Мухаммадрасул Омаров: «Какие родители? Откуда возьмутся языки в школах, если распределение нагрузок происходит заранее, и этот предмет попросту уже не предусмотрен? И еще. Чем вообще объясняется такой статус родных языков? Например, ученик школы не может заявить: мне не нужна математика. Хотя, к примеру, мне она в самом деле на поздних этапах (высшая математика, тригонометрия) была не нужна, я не связывал свое будущее с профессиями, где необходимо знание этого предмета. Но в любом случае до окончания школы ученик ее изучает, математику. И ряд других обязательных дисциплин… Ему не дана возможность отказаться. С языками же: хочу — изучаю, не хочу — не изучаю».
Замредактора аварской республиканской газеты «ХIакъикъат» Шамсият Султанбегова также не скрывала свое разочарование политикой властей: «Не хотела бы я быть на месте замминистра в этом зале… Национальные языки и без того находились в состоянии реанимации, а теперь, похоже, их хотят попросту похоронить».
Байрам Абдуллаев: «Что вообще происходит? Сегодня языки в школах не нужны, завтра — национальные СМИ окажутся ненужными, а послезавтра — сами народности?»
Главный редактор лакской республиканской газеты «Илчи» Руслан Башаев: «Признаться, я в шоке. Несколько лет назад уже была похожая попытка атаки на национальные языки, но тогда президент Татарстана Шаймиев занял жесткую позицию в Казани. Жаль, что у нас нет своего Шаймиева… И ведь в нашей республике ситуация гораздо более сложная, чем, к примеру, в Татарстане, Чечне или Осетии. В тех регионах представитель титульной национальности находится в среде своей речи, так он общается дома, на работе, на улице… У нас — иначе: язык межнационального общения — русский. И если родную речь уберут еще и из школ…»
Баху Мухидинова (Ассоциация преподавателей аварского языка) сообщила, что на родную речь и так выделяется меньше времени: в сельской местности — 5 часов в неделю, в городах — 3 часа (для сравнения: на русский язык — 9 часов).
А завкафедрой дагестанских языков ДГУ Муса Багомедов добавил, что по данной специальности в стенах вуза проходят обучение 200 студентов, еще 35 — на русско-дагестанском отделении. «Мало», — решили многие в зале.
Директор агентства «МедиаФакт» Гаджимурад Раджабов сказал о том, что снижение спроса на родные языки в перспективе лишит заработка большое количество людей, которые трудятся в этой сфере. Возможно, кто-то из них уже сейчас воздерживается от активной публичной позиции в этом вопросе (будучи бюджетником и опасаясь вызвать недовольство начальства).
Председатель Союза журналистов Дагестана Али Камалов уверен, что языкам необходима государственная поддержка: «Предмет должен быть не факультативным, а входить в аттестат зрелости. А при приеме на госслужбу нужно предлагать претендентам написать диктант на родном языке. Мы тут подготовили письмо президенту Путину по данной теме, так один из местных чиновников, познакомившись с ним, стал уговаривать меня не отправлять его в Кремль, мол, слишком резкое начало. «Уже отправили! — ответил я ему. — И ничего резкого в тексте я не вижу».
Руководитель «Черновика» Магди Камалов согласен с тезисом о необходимости господдержки языков, но предлагает эффективнее продумывать методику их преподавания, чтобы школьникам на уроках не было скучно. Возможно, надо предусмотреть игровую форму обучения.
«Даже если школьник не выучит все 36 падежей и другие тонкости грамматики… Но надо, чтобы он хотя бы мог общаться, понимать и говорить на родном языке», — уверен Марко Шахбанов.
Альберт Мехтиханов
Читайте также Слить ЕГЭ. Экзаменационные задания вновь появляются в сети
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta