Народное собрание Дагестана внесло на рассмотрение Государственной думы в порядке законодательной инициативы поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации». Парламентарии предлагают учитывать мнение учителей при закупке учебников и учебных пособий.
Инициатором законопроекта стал депутат Народного собрания Гамидулах Магомедов. О проблеме, сложившейся с выбором учебников, он говорил еще на парламентских слушаниях в Государственной думе, состоявшихся в конце марта прошлого года.
В школах, сообщил дагестанский депутат, скопилось много учебников, которые не заказывались учителями и лежат там мертвым грузом. При этом министерство образования не имело права голоса в этом вопросе.
Право учителя на выбор учебных пособий было закреплено в статье 47 действующего закона «Об образовании», но лишь формально. Фактически же образовательные учреждения самостоятельно заказывали литературу из утвержденного федерального списка (списки по некоторым предметам включали в себя до сотни наименований).
После многочисленных проволочек, рассказал Гамидулах Магомедов «Молодежке», законопроект был проведен через дагестанский парламент и теперь должен быть рассмотрен Госдумой.
В пояснительной записке к законопроекту его авторы обращают внимание на то, что в федеральном законе нет четкого понимания, кто выбирает учебники и учебные пособия — образовательная организация или учителя. Согласно действующему закону начальные, общие и средние школы выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень книг, рекомендуемых к использованию, а также учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в соответствующий перечень.
В то же время другое положение закона устанавливает право учителя на выбор учебников.
«На практике указанное правовое регулирование приводит к накоплению в школьных библиотеках большого количества учебников, учебных пособий, заказанных образовательными организациями без учета мнений педагогических работников (учителей-предметников) и не получивших применения в учебном процессе (нецелевое использование бюджетных средств)», — говорится в пояснительной записке.
Авторы законопроекта предлагают абзац первый части 4 статьи 18 закона после слов «для использования при реализации указанных образовательных программ» дополнить словами «с учетом мнений педагогических работников, осуществляющих обучение по соответствующим учебным предметам, в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации».
Такое же дополнение предлагается внести в пункт 9 части 3 статьи 28 закона.
При выборе учебников, считают авторы законопроекта, необходим одновременный учет мнений и образовательной организации, и педагогических работников.
Сейчас же право учителей на выбор учебников носит формальный характер – школы сами определяют список учебников и учебных пособий, а учителя выбирают из списка, определенного школой.
«Мы считаем, что образовательная организация не может самостоятельно определить список учебников, учебных пособий без учета мнения педагогического работника, являющегося автором примерной образовательной программы, в рамках которой он имеет право на выбор учебника. С другой стороны, педагог не имеет права использовать тот или иной учебник, входящий в федеральный перечень, но не включенный администрацией школы в список учебников, реализующих ее образовательную программу, — обращают внимание на проблему авторы поправки. — Мнение педагогических работников необходимо учитывать и при формировании федерального перечня учебников путем восстановления обязательного этапа в издании каждого школьного учебника — предварительного апробирования рукописи учебника (до массового тиражирования) в школе. Пока же учебники издают и реализуют издательства, подбирая за свои деньги экспертов, рецензентов, авторов и т. п., без предварительного апробирования рукописей в школе и без согласования с министерством».
Принятие законопроекта позволит, помимо прочего, заметно сократить федеральный перечень учебников (к концу 2018 года в нем было 1377 наименований), повысить их качество и, как следствие, — резко уменьшить нецелевые, неоправданные расходы бюджетных средств.
Дополнительных расходов из госбюджета принятие поправок не повлечет, отметили авторы проекта.
В апреле законопроект был единодушно одобрен участниками конференции Северо-Кавказской парламентской ассоциации.
Как рассказали «Молодежке» в министерстве образования и науки Дагестана, в прошлом году при инвентаризации библиотечного фонда в школах было обнаружено много даже не распакованных книг, которые были закуплены по ошибочно составленным заявкам. Книги были изъяты. Издательству «Просвещение» было возвращено учебников более чем на 3 млн руб. – эти деньги ушли на приобретение новых книг. Остальные книги были направлены в другие школы, где в них была необходимость.
Сроки рассмотрения законопроекта в Госдуме пока не определены. Представителем Народного собрания Дагестана при рассмотрении законопроекта в Думе будет его инициатор Гамидулах Магомедов, зампред комитета по образованию, науке, культуре, делам молодежи, спорту и туризму в республиканском парламенте. Он уверен, что законопроект будет одобрен депутатами. Свою лепту в решение проблемы, напомнил он, внес и Минобр России – в конце прошлого года он укоротил федеральный список учебников более чем на полтысячи наименований.
Отдел новостей «МД»
Читайте также Сотрудники управления Росреестра по Дагестану стали фигурантами уголовного дела
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta