Свидетели по делу руководителя дагестанского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Курбана Кубасаева на очередном заседании по делу, прошедшем сегодня, рассказали о процедуре проведения государственных закупок и контрольных полномочиях УФАС в этой сфере, а также о том, как вели себя сотрудник ФСБ и следователь во время обыска в доме тещи подсудимого.
Курбан (Кубасай) Кубасаев обвиняется в получении взятки в особо крупном размере.
По версии следствия, в 2013–2015 годах он получил в качестве взятки деньги, швейцарские часы и охотничье ружье на общую сумму 2,5 млн рублей от директора Дирекции единого государственного заказчика-застройщика Шамиля Кадиева.
За взятку руководитель УФАС якобы не препятствовал проведению Дирекцией аукционов на право заключения государственных контрактов.
На заседании в Лефортовском районном суде Москвы в среду свидетель — бывший заместитель руководителя антимонопольной службы республики Киясудин Адигюзелов — рассказал суду о том, как проходит процедура рассмотрения жалоб на государственные закупки, поступающих в УФАС, и мог ли Кубасаев как-то влиять на решения по ним.
По его словам, в федеральном законе «О контрактной системе…» (ФЗ №44), а до него — в федеральном законе «О размещении заказов…» (ФЗ №94, действовал до 1 января 2014 года), четко прописано, что должна содержать жалоба на закупки, чтобы антимонопольный орган ее рассмотрел.
Все жалобы, поступающие в УФАС, рассматривает комиссия. Единолично решения по ним не принимаются.
Сам Кубасаев редко проводил заседания комиссий, председательствовали на рассмотрениях два его заместителя.
Если заявители не были согласны с решениями комиссии УФАС, то они обращались в суд (оспаривали решение антимонопольного органа), либо писали жалобы на комиссию в прокуратуру или в центральный аппарат ФАС.
Иногда вынесенные комиссией антимонопольной службы решения становились поводом для угроз в адрес работников управления.
Свидетель также сообщил, что управление никак не могло влиять на количество поступающих жалоб. Во время его работы в УФАС за год поступало более 900 жалоб на закупки, часто на одну закупку приходили по три-четыре жалобы от разных организаций.
Среди жалобщиков были не только участники закупок, общественные организации, неравнодушные граждане, но и «вымогатели». Они подавали жалобы в УФАС, а затем обращались к заказчикам закупок и требовали у них деньги за отзыв этих жалоб.
Руководитель УФАС часто говорил об этой проблеме и в средствах массовой информации, и с представителями правоохранительных органов.
После выступления свидетеля адвокат Кубасаева привел статистику, согласно которой число жалоб, поступающих в УФАС на государственные закупки, в том числе закупки Дирекции, в период, когда подсудимый якобы получил взятку от Шамиля Кадиева, и позже, только возросло.
Вторым свидетелем выступал брат жены Курбана Кубасаева. Он рассказал, как проходил обыск в доме тещи подсудимого, в ходе которого была обнаружена коробка от часов, их следствие вменяет подсудимому как часть взятки.
По его словам, в день обыска он утром приехал домой к матери и увидел вооруженных людей. Узнав цель их визита, он заявил, что будет сопровождать силовиков во время обыска и сам открывать и показывать им все помещения, которые их интересуют.
Оружие со всеми разрешительными документами, которое хранилось в доме, по словам свидетеля, было в первую очередь продемонстрировано сотрудникам правоохранительных органов.
Как и предыдущие свидетели на процессе (понятой, сотрудник ФСБ и адвокат Кубасаева, присутствовавшие при обыске), он сообщил, что оперативники проверили все дважды, а некоторые помещения трижды.
«Сотрудник ФСБ все время повторял: «Я что-то подозреваю, что-то чую», — хотя ничего найдено не было. Потом, когда все собрались в одной комнате, он как-то незаметно вышел и через несколько минут спустился со второго этажа с коробкой в руках. Следователь заявил: «Это к делу не пришьешь», — и вступил в перепалку с ним», — рассказал свидетель.
Государственный обвинитель поинтересовался, правда ли, что следователь отреагировал на действия оперативника, покрутив пальцем у виска.
— Да, — ответил свидетель.
— А что оперативник в ответ? — попросил уточнить прокурор.
— Стоял бледный…
По его словам, после того как следователь все же внес коробку в протокол, адвокат Кубасаева добавил свои замечания к документу, и обыск был завершен.
На этом допрос свидетелей на заседании в среду завершился.
Следующее заседание по делу назначено на 28 мая.
Отдел новостей «МД»
Читайте также На процессе по делу Кубасаева были допрошены еще два свидетеля
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta