Российские ученые представили результаты исследования о том, насколько пользование Интернетом способствует развитию когнитивных функций у детей разных возрастов. Они пришли к выводу, что у детей, пользующихся Интернетом, выше успеваемость по сравнению с теми, для которых пребывание онлайн сведено к минимуму, пишет «Коммерсантъ».
Результаты своего исследования член-корреспондент Российской академии образования, профессор факультета психологии МГУ, директор Фонда развития Интернета Галина Солдатова и клинический психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации Анастасия Вишнева представили на Международной конференции Edcrunch, посвященной цифровым инновациям в образовании.
По мнению ученых, оптимальное время пользования Интернетом для детей от 5 до 6 лет составляет до одного часа в день, для школьников от 7 до 11 лет — от одного до трех часов в день, для младших подростков (12–13 лет) — от трех до пяти часов.
Дети с такой онлайн-активностью показывают «более высокие показатели развития некоторых когнитивных функций», утверждают ученые.
«Это первое отечественное исследование этой проблемы, — рассказала «Ъ» Солдатова. — Сейчас и российские, и зарубежные ученые стараются смотреть на Интернет иначе, чем раньше: не говорят в ужасе, что все живут онлайн, а стараются оценить среднюю активность и эффективность использования».
Выводы российских ученых совпали с результатами их коллег из США и Австралии, которые доказали, что у детей, пользующихся Сетью, выше успеваемость по сравнению с теми, кто не пользуется ею совсем или пользуется совсем ограниченно.
В исследовании участвовали 200 детей.
Тесты показали, что дети 5–6 лет, пользующиеся Сетью до одного часа в день, лучше рисовали, переключались при выполнении заданий, у них оказалась лучше развита слухоречевая память, чем у их сверстников, которые проводят за гаджетами больше времени.
Дети от 7 до 10 лет, которые использовали гаджеты от одного до трех часов в день, «лучше анализировали условия заданий, усваивали алгоритм действий, легче переключались с одного задания на другое, лучше контролировали весь процесс выполнения заданий».
У младших подростков оптимальное время онлайн-активности — от трех до пяти часов в день. Такие дети «показывали больший объем знаний и эрудиции, демонстрировали лучшую осведомленность».
Рассчитать оптимальное время для подростков 14–16 лет ученым пока не удалось.
Старшие подростки (14–16 лет) с очень высокой и с низкой онлайн-активностью показывали одинаково хорошие результаты в области объема зрительной памяти и умения строить повествование. Напротив, худшие показатели на этот раз дали подростки со средней активностью.
«Это предмет наших следующих исследований. Мы сейчас хотим ответить на вопрос, почему нет этого оптимума, — пояснила Солдатова. — Думаю, что если бы мы сделали такую работу три года назад, то показатели оптимального времени были бы другими: еще пять лет назад каждый седьмой ребенок проводил онлайн восемь часов в день, сейчас — каждый третий».
Отдел новостей «МД»
Читайте также Культурная афиша (7–13 октября)
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta