Конституционный суд (КС) России запретил региональным коллегам отказывать в проведении митинга, шествия и пикета, ссылаясь на три самые популярные для этого причины. Теперь отказать в проведении публичной акции, ссылаясь на близкое расположение к зданиям, занимаемым органами госвласти, создание помех транспорту и затруднение доступа к объектам социальной инфраструктуры, будет нельзя.
«Компетентные органы и должностные лица обязаны стремиться к принятию всех зависящих от них мер для легального проведения в избранном организаторами месте и в запланированное время, а не пытаться под любым предлогом изыскать причины, оправдывающие невозможность реализации права на организацию и проведение публичных мероприятий в указанном в уведомлении формате», — говорится в постановлении КС.
Документ был опубликован после рассмотрения дела активисток Марины Седовой и Веры Терешонковой из Республики Коми. В 2017 году администрация Сыктывкара не согласовала им заупокойный молебен в память жертв Большого террора 1937–1938 годов и митинг против неудовлетворительной работы общественного транспорта. Главная причина отказа – региональный закон, запрещающий акции в 50 метрах от входа в здания органов власти и госучреждений. КС признал это ограничение неконституционным, а дела госпожи Седовой и госпожи Терешонковой отправил на пересмотр.
Суд также признал, что создание помех работе транспорта и затруднение доступа к объектам социальной инфраструктуры не могут являться вескими причинами для отказа в проведении митингов, собраний, демонстраций, шествий и пикетов.
Как сообщала «Молодежка», похожие доводы были использованы республиканским министерством юстиции для отказа в согласовании акций, заявленных активистами из группы поддержки журналиста «Черновика» Абдулмумина Гаджиева. Они подали в минюст около 500 уведомлений о проведении митинга и шествия в его поддержку. Ни одно из этих уведомлений не было одобрено.
Не был согласован и ни один из 47 заявленных митингов в поддержку Муртазали Гасангусенова, требующего объективного расследования убийства его сыновей.
Свои отказы министерство юстиции республики мотивировало, в частности, тем, что региональный закон запрещает проводить митинги и другие публичные мероприятия на территориях, прилегающих к зданиям, в которых размещены органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Демонстрацию на улице Танкаева минюст не разрешил, потому что по маршруту планируемой акции расположены гимназия, районная администрация, рынок, учебные корпуса университета. По закону «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан», на таких объектах, а также на территориях, прилегающих к ним, проводить публичные мероприятия нельзя.
Кроме того, «в непосредственной близости» от предложенного маршрута демонстрации, указал минюст, расположены стратегически важные объекты минобороны РФ: береговая база бригады надводных кораблей войсковой части №40153, военная комендатура гарнизона Махачкалы, военная автоинспекция Минобороны РФ.
Постановление Конституционного суда косвенно подтвердило правоту активистов, которые называли эти отказы незаконными.
Опрошенные «Коммерсантом» адвокаты и члены президентского Совета по правам человека (СПЧ) считают, что постановление КС приведет к изменению региональных законов о митингах.
Глава правозащитного проекта «Апология протеста» Алексей Глухов рассказал «Коммерсанту», что правозащитники «насчитали минимум 50 регионов, где местное законодательство противоречит позиции КС». По его мнению, прецедент Коми должен привести к реформе региональных законов о митингах.
«Суд сказал, что законодательные органы субъектов были не вправе выходить за рамки федеральных стандартов в области свободы собраний. Это значит, что прецедент Коми должен привести к реформе региональных законов о митингах, — считает Глухов. — 8 ноября мы обратимся во все субъекты РФ, где выявим подобные противоречия, и потребуем приведения региональных законов в соответствие».
Адвокат Анна Ставицкая поделилась своим мнением с «Ъ», что у региональной власти всегда найдется способ отказать в акции, несмотря на то, что после постановления КС законы субъектов РФ должны быть изменены.
Член постоянной комиссии СПЧ по региональным аспектам развития гражданского общества Александр Брод уверен, что решение КС — повод для сверки региональных и федеральных законов. Этим должны заниматься его коллеги и депутаты Госдумы.
«В обществе скопился протестный потенциал: власть не слышит людей, а часть вопросов решается только на прямой линии с президентом, — отметил господин Брод. — У людей есть право на свободу мирных собраний, а власти должны искать компромиссы при согласовании акций», — цитирует Брода «Коммерсантъ».
Отдел новостей «МД»
Читайте также Верховный суд вернул на новое рассмотрение дело о задержании Арсена Магомедова
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta