В Дербенте обострилось противостояние между мэром и директором музея-заповедника
Глава Дербента Хизри Абакаров обвинил директора Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Али Ибрагимова в дестабилизации обстановки и создании помех развитию города. Ибрагимов считает обвинения в свой адрес необоснованными и связывает их с желанием мэра подчинить музей муниципалитету. Сейчас учреждение подведомственно министерству культуры Дагестана.
По словам градоначальника, выступить с публичной критикой его побудила попытка Ибрагимова остановить строительство фонтана в парке имени Низами Гянджеви, а также информационные вбросы о «невероятных нарушениях со стороны администрации Дербента», сделанные, как утверждает мэр, по указанию директора музея.
О противостоянии Абакарова и Ибрагимова стало известно из поста главы города в Instagram 15 февраля. Мэр подробно рассказал о том, почему директор считает строительные работы в парке угрозой культурному наследию Дербента.
«Теперь расскажу, откуда такое рвение у человека, который закрывает глаза на мусорные свалки в непосредственной близости к главной достопримечательности Юга России — крепости Нарын-Кала, на строительство вокруг объектов культурного наследия, на торговые точки на территории крепости, который замалчивает реальную прибыль от посещения музеев в городе, а на их содержание получает государственные субсидии. Думаю, потому что мы забрали у него землю, которую распределили между малоимущими жителями, а у него на этот участок были свои планы», – аргументировал Хизри Абакаров.
Он добавил, что 14 февраля пригласил Ибрагимова на встречу, чтобы обсудить возникшую ситуацию, однако, по данным мэра, в ответ директор музея попытался скомпрометировать работу администрации.
«Видимо, готовясь к нашей встрече, он спустил с поводка своего цепного пса, который до этого полгода голоса не подавал, и в интернете запестрили материалы о невероятных нарушениях со стороны администрации Дербента. Что ж, мне тоже многое есть что сказать. Следите за публикациями», – написал мэр, не уточнив, кто занимается распространением компромата.
Следом Абакаров выложил пост, где упомянул о некоторых фактах из биографии Ибрагимова, а также раскритиковал его деятельность на посту директора Дербентского музея-заповедника.
«Это человек, который до этого (до назначения на должность директора музея в 2013 году. – «МД») не имел никакого отношения к культуре и истории, занимал должность председателя колхоза имени Жданова и успел незаконно захватить колхозные земли. По сей день Ибрагимов А. М. распродает бывшие колхозные земли. Необходимо также отметить, что Ибрагимов А. М. был ранее судимый по ч. 1 ст. 213 УК РФ («Хулиганство»), имеет криминальное прошлое и весьма сомнительную репутацию, участник всевозможных криминальных разборок», – сообщил мэр.
Доказывая неэффективность Ибрагимова на посту директора музея, Абакаров отметил, что учреждение зарабатывает 2 млн рублей в год, в то время как остальные 50 млн рублей в бюджет музея поступают из казны республики. Но и эта цифра занижена, считает мэр. По его словам, в 2018 году крепость Нарын-Кала посетили более 86 тысяч туристов, что должно было обеспечить поступление только от продажи входных билетов не менее 7 млн рублей. Данные о посетителях, утверждает Абакаров, также занижены. Помимо всего прочего, градоначальник указал на ухудшение качества обслуживания посетителей крепости, а также на мусорные свалки и незаконные строения на территории, прилегающей к музею.
«При этом он позиционирует себя патриотом города, пытается дестабилизировать общественную обстановку и мешать развитию города. Путем шантажа и запугивания пытается получить подряды на строительные работы в городе. Думаю, горожане должны дать оценку действиям Ибрагимова», – подытожил мэр.
В продолжение темы в новом посте Хизри Абакаров привел данные проверки состояния земельных участков в Дербенте, находящихся в федеральной собственности, которую провела комиссия управления Росимущества по Дагестану с участием Али Ибрагимова.
Согласно справке, руководство музея не оформило своевременно права на земельные участки и недвижимость, которые составляют объекты культурного наследия, в том числе крепость Нарын-Кала. При этом управление Росимущества передало эти объекты музею еще в 2015 году в рамках договора о безвозмездном пользовании объектов культурного наследия.
В документе отмечено также, что местное население не было проинформировано о правилах и требованиях, установленных законодательством как к самим объектам, так и к прилегающим охранным зонам. Согласно выводу комиссии, перечисленные факты способствуют незаконному захвату земельных участков и строительству, а также появлению мусорных свалок под стенами объекта.
Комиссия также усмотрела нарушение бюджетного кодекса в том, что министерство культуры Дагестана с 2015 года выделяло музею средства на содержание и расходные обязательства при отсутствии у него зарегистрированных прав на земельные участки и объекты недвижимости.
На следующий день после этой публикации на странице мэра, 16 февраля, на странице музея-заповедника в Instagram был опубликован пост с записью революционной песни «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут. В бой роковой мы вступили с врагами…»). Тематика поста контрастирует с другими публикациями страницы, посвященными в основном деятельности музея.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
На момент публикации этого материала ситуацию со строительством фонтана в парке имени Низами Гянджеви из официальных ведомств прокомментировало Агентство по охране культурного наследия Дагестана.
«Недавно при проведении земляных работ на территории парка имени Низами Гянджеви в траншеях старой городской ливневки были найдены надмогильные плиты и саркофаги. Это вызвало протест со стороны директора Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Али Ибрагимова. Однако археологи уже приостановили работы и проводят комплексные исследования. Ими выяснено, что место обнаружения саркофагов не является местом захоронения, они были перемещены из другого места. Подобное использование безымянных надгробий и саркофагов уже было обнаружено на побережье Каспия, их, по предположению исследователя Е. Козубского, использовали при строительстве дамбы», – говорится в тексте публикации на странице агентства в Instagram.
В ведомстве отметили, что, поскольку работы в парке ожидаемо могли привести к определенным историческим находкам, мэрией Дербента был заключен договор с Дагестанским федеральным исследовательским центром РАН для сохранения культурного наследия при строительстве фонтана.
В министерстве культуры Дагестана комментировать ситуацию не стали, переадресовав «Молодежку» к директору музея-заповедника.
«Иначе как ерундой назвать эти заявления я не могу, — сказал Али Ибрагимов в беседе с нашим корреспондентом. — Не приходит на ум другое слово. Во-первых, потому что за всеми этими заявлениями стоит только одно – желание городских властей «отжать» музей-заповедник. Это уже не первая их попытка. Обвиняют нас во всевозможных нарушениях, а сами игнорируют наши предложения по решению проблем. Я неоднократно просил городские власти посетить музей, чтобы мы на месте им объяснили, какие решения мы предлагаем. Тем более что наши предложения не требуют огромных вложений. Неужели Хизри Абакаров не может уделить нашему музею несколько часов, в то время как он столько времени тратит на осмотр канализации города? Нас просто игнорируют, пытаются дискредитировать. Пишет, что мы не оформляем земли. Но ведь это обязанность Росимущества! При чем тут мы? Говорит про мусор у стен крепости. Как мы можем решить эту проблему раз и навсегда без содействия со стороны администрации города? Мы делаем все возможное, но нужна политическая воля мэра, чтобы окончательно решить этот вопрос».
Директор музея-заповедника добавил, что он очень возмущен тем, что «мэр переходит на личности».
«Это же не уровень главы города! Он же не частное лицо, он мэр! Вспоминает ошибки моей молодости. Кто из молодых людей в Дагестане никогда не дрался? Но я расплатился за это, понес наказание. Он думает, мне нечего сказать? В отличие от него я прожил в Дербенте всю жизнь. У меня нет иностранного гражданства. Ему есть куда уехать в случае чего — Чехия, Москва, Салта. А у меня только Дербент. Неужели он думает, что мы, дербентцы, не видим, как он устроил своих родственников в разные места, как он захватывает город? Приписывает мне связь с блогером, который его критикует. Не пойму, при чем здесь я? Это не мой метод. Своими заявлениями он оскорбил не только меня, но и весь коллектив нашего учреждения», – отметил собеседник «МД».
По словам Ибрагимова, команда мэра не учитывает реалии древнего города при реализации некоторых проектов.
«Фонтан — это хорошо, но его нельзя строить в парке имени Гянджеви, там захоронения XI-XII веков. Это будет все стоять на костях. Во-вторых, такие объекты надо строить в новых районах города, где есть транспортная развязка. Если посмотреть на этот фонтан в парк приедут несколько сотен семей, там же движение встанет. Почему Абакаров и его люди не пытаются интегрировать свои решения в реалии древнего города, а, наоборот, пытаются подстроить его под них», – сказал директор музея-заповедника.
При этом Ибрагимов выразил надежду, что, несмотря на разногласия между руководителями города и музея, им удастся прийти к компромиссу.
«Будем надеяться, что эта ситуация разрешится. Аллах и его посланник велят нам прощать, и я готов простить тех, кто пытается меня дискредитировать, если они начнут вести себя адекватно», – заключил собеседник.
Отдел примирения «МД»
Читайте также Знакомые всё лица? Квест «Узнай главу своего района»
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta