24 октября в главном зале Дома дружбы города Махачкалы прошла международная научно-практическая конференция, участники которой обсудили роль исламской экономики в стабилизации социально-экономического положения общества.
Основной темой мероприятия, на котором говорилось об участии религиозных организаций республики в развитии дагестанского общества, стала «Исламская экономика и финансы как инструмент снижения социально-экономической напряженности и недопущения вовлечения молодежи в террористическую деятельность».
В столицу РД прибыли ученые из разных регионов России и соседней Азербайджанской Республики. Среди гостей муфтий Северной Осетии-Алании Хаджимурад Гацалов, директор Департамента экономики Совета муфтиев России Мадина Калимуллина, доцент экономического факультета МГУ им. Ломоносова Магомед Яндиев, основатель и владелец первого в стране исламского банка «Бадр-Форте» Адалет Джабиев и другие.
От Дагестана участие в конференции приняли имам центральной Джума-мечети города Махачкалы Мухаммадрасул-хаджи Саадуев, председатель экономического совета при Главе РД Абдулхалик Гиндиев, министр печати и информации РД Азнаур Аджиев, первый заместитель муфтия РД Ахмед Кахаев, председатель Комитета по свободе совести, взаимоотношениям с религиозными организациями (Дагкомрелигия) Сулейман Магомедов и другие. Модератор – Саид Саидов, член экономического совета при Главе РД.
Присутствующие отметили необходимость активного участия религиозных деятелей в реализации социальных программ и проектов, осуществлении информационно-просветительской и благотворительной деятельности.
В последнее время правоверные мусульмане Республики Дагестан стали больше интересоваться исламским банкингом, который является одним из ключевых направлений развития исламской экономики. О том, что такое исламская экономика и исламский банкинг, рассказал гость из Москвы, доцент экономического факультета МГУ им. Ломоносова Магомед Яндиев.
«У исламской экономики есть несколько нюансов. Ключевой из них – следование требованиям шариата. Эти требования зачастую пересекаются с нашим пониманием правильного поведения: не обманывать, не обвешивать и так далее. Есть и специфические моменты. Ряд этих специфических моментов нашел свое отражение в термине «исламский банкинг». Это ведение финансового дела в соответствии с требованием шариата. Таких требований, наверное, пять, шесть, семь, не больше. Вы, возможно, слушали о том, что нельзя давать деньги под проценты, что недопустимо принятие чрезмерного риска, недопустимо заключение договоров с неопределенными условиями.
Кроме того, есть еще несколько других требований. Например, продавать то, собственником чего ты не являешься. В обычной финансовой сфере это требование очень значимо, потому что зачастую финансисты берут в долг ценные бумаги, продают их. Эта специфическая финансовая операция тоже не соответствует нормам ислама. Также нельзя продавать долг по цене, отличной от его номинала», – поделился Магомед Яндиев.
По его словам, это наиболее важные моменты, которые кардинально меняют привычный финансовый ландшафт.
Имам центральной Джума-мечети города Махачкалы Мухаммадрасул-хаджи Саадуев отметил, что одно из важных отличий исламской религии заключается в том, что ислам установил очень твердые нравственные основы в создании общества, которые толкают человека к щедрости, социальной активности, делая его готовым жертвовать ценным имуществом на пути Всевышнего Аллаха.
«Исламские благотворительные инструменты играют непосредственную роль в развитии исламской экономики», – сказал Саадуев. В качестве одного из инструментов он привел закят – это обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях. По его словам, когда состоятельный человек совершает закят, то это положительно влияет как на социальное положение общества, так и на экономику.
Для примера мы можем коснуться развития малого и среднего предпринимательства. Человек, намереваясь открыть свой бизнес, берет деньги в банке под проценты. Тем самым он сильно рискует. Неизвестно, сумеет ли он отдать со своего дохода долг плюс проценты банку. Здесь много людей погорело, потеряв в итоге не только бизнес, но и все имущество.
Не угадаешь, какой величины может оказаться долговая яма. Процент – вот основный минус обычной финансовой системы. Но если начинающий предприниматель получит в качестве закята от состоятельного человека финансовую помощь, то у него появится значительно больше шансов на развитие собственного дела. Не исключено, что в результате в этом бизнесе сумеют найти себя еще несколько человек и прокормить свои семьи.
С содержательными докладами выступили еще несколько участников конференции, которые приводили яркие примеры того, насколько может положительно повлиять исламская экономика и банкинг на стабилизацию социально-экономического состояния, на снижение преступности в регионе и стране в целом.
Нынешняя международная конференция была организована Дагкомрелигии РД при поддержке экономического совета при Главе РД, Дагестанского государственного университета народного хозяйства, Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН, Дагестанского гуманитарного института, ООО «Центр исламского инвестирования «Мудариб»», ТНВ «Ляриба-Финанс», холдинга «Рисалат».