Во вторник в галерее Дома поэзии в Махачкале открылась выставка Марата Гаджиева «Вечерние поля». В экспозицию вошли фарфор, графика, живопись, эссе и текстовые лирические отступления-воспоминания в форме дневника.
Театр поэзии после паузы, начавшейся в конце марта из-за пандемии, наконец открыл двери с новой выставкой, хотя вернисаж проходил в полузакрытом формате (часть зрителей смотрели трансляцию в YouTube). Авторский фарфор Марата Гаджиева должен был висеть здесь еще в апреле. Режим самоизоляции внес свои коррективы, изменив не только графики, но и содержание экспозиции – дополнив ее «холодной тревогой» текстового полотна и несколькими работами.
Записи из дневника Марата Гаджиева начинаются 1 апреля.
«Самоизоляция – слово, которое стало хештегом в интернете, — вернуло мне забытые ощущения детства. То есть буквально погрузило в то время, когда день тянулся долго, а вечер наступал за линией горизонта. Безделье – пропасть, давно забытая жизнь, и чем дальше в ночь погружается город, тем «страньше и страньше»…»
Слова на бумаге затягивают читателя в поток литературных аллюзий, размышлений и воспоминаний. Название выставки «Вечерние поля» отсылает к стихотворению Марины Цветаевой «Хочу у зеркала, где муть…». Оно, как говорит автор, преследует его на протяжении многих лет.
«Эти цветаевские строки нравились мне всегда, но прошлой осенью на спуске улицы Эффенди Капиева по дороге в новую мастерскую вдруг так ясно ощутил родство этих слов. «Вечерние поля» стали моим дыханием, метрономом. Каждый шаг на финишной прямой совпадал с ритмом слов – «вечерние поля в росе». Шаг, десять, сто…»
Все работы связаны между собой концептуальной идеей – пространством между двумя мастерскими. Старой – на улице Батырая, где автор работал в середине 90-х годов (большая часть мастеров-художников по росписи фарфора разъехалась в разные регионы и страны, а сама мастерская была разрушена в 2017 году). И новой – на улице Капиева (Марата Гаджиева позвали туда работать два года назад).
Поэтому не случайно второе название выставки на ее афише – «2240 шагов от Батырая до Капиева». Столько насчитал шагометр в смартфоне художника. Из этой же концепции родилась и серия работ «Моя поэтическая тетрадь».
«Мы знаем, что Капиев переводил Батырая. Для меня протянулась нить такая из далекого прошлого, из фронтовых записок Капиева, из песен Батырая, Муэтдина Чаринова, Щаза из Куркли», — рассказывает Гаджиев.
Диптих «Вечерние поля» стал центром экспозиции выставки.
«В один из зимних дней Диана вытащила из своих запасников два больших дулевских блюда, и спустя неделю они превратились у меня в диптих «Вечерние поля»…»
И еще много таких «литературных тарелочек» и изображений с надписями – перекличек с классикой – «С корабля на бал», навеянное гумилевским «Жирафом», триптих «Ночное», связанный с прозой Куприна (заметки в дневнике подсказывают — автор это осознал после того, как работа была создана), «Белогвардейское», покрытое стихами Ахмадулиной. Есть здесь и «рифмы» (как он их называет) самого художника.
«Пускай люди говорят, что это литературщина. Для меня это – единое пространство. Я, если рисую, потом пишу. Если пишу, потом у меня возникают сюжеты».
Среди работ в контексте времени можно обнаружить и вызов карантину с его запретом «врачи рекомендуют избегать поцелуев и объятий» — обнаженные влюбленные в нежных розовых оттенках — «Besame mucho» («Целуй меня крепко»).
«Апрельские дни должны быть прекрасны – природа вступает в пору цветения, но нынче воздух обманчив. Мир за колбой перевернулся, и кажется, что человека ввели в заблуждение, в сон с открытыми глазами. Вся его природа жаждет выхода на улицу, простора, дорог, общения, поцелуев…».
Выставка продолжится до конца сентября. График посещения и режим работы галереи можно будет уточнить на страничке Театра поэзии в Instagram и лично у автора.
Марат Гаджиев родился 28 апреля 1968 года в Грозном. Окончил Дагестанский государственный политехнический институт. Его работы хранятся в Дагестанском музее изобразительных искусств.
Анжела Гасанова. Фото автора.
Читайте также Театры и концертные залы в Дагестане продолжат работать без зрителей в зале
«Молодежка» в Telegram: https://t.me/molodejka05
«Молодежка» в Instagram: https://instagram.com/mdgazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в VK: https://vk.com/md_gazeta