Для меня Магомед
Мамаевич – моральный
авторитет. По нему
сверяю собственные
и чужие поступки.
Гаджи Абашилов
О великих людях лучше всего рассказывает время, когда становятся понятны истинные причины и цели, методы и средства, слова и поступки.
Сегодня, вспоминая Магомеда Мамаевича, отмечаешь не только его высокий профессионализм, научную добросовестность, умение руководить большим и сложным вузовским коллективом (более 40 лет в Дагестанской государственной сельскохозяйственной академии), но и способность выстраивать отношения с людьми, мудрость. Умение вовремя поддержать человека, помочь советом и делом, одернуть, при необходимости поставить на место, заставить задуматься над поступками, держать паузу – это не просто политика руководителя вуза, а психологическая стратегия, цель которой — создание надежного коллектива единомышленников.
Большой научно-педагоги-ческий опыт Магомеда Мамаевича проявлялся и в его общении с молодежью. Он был всегда готов к разговору на самые сложные темы, будь то проблемы образования и воспитания, религии и науки, политики и культуры. Не только делился с молодежью богатым и многосторонним опытом, но собственным поведением, ответственным отношением к информации любого рода учил студентов добросовестности, чувству ответственности за слова и поступки.
На встречи со студентами Магомед Мамаевич, как правило, приходил с источниками, на которые ссылался во время беседы. То это был устав вуза, опираясь на который, президент объяснял права и обязанности студентов; то журналы высшей школы, ссылаясь на кои, рассказывал об опыте организации учебы и студенческой науки в других вузах, сравнивал их с работой в Дагестанской государственной сельскохозяйственной академии (в настоящее время Дагестанский государственный аграрный университет); то орфографический словарь, при помощи которого вел беседы со студентами о возможностях культуры речи и пагубной роли сленга в молодежной среде; то Коран — о вечных нравственных ценностях.
Эти и многие другие примеры свидетельствуют о том, что Магомед Мамаевич постоянно работал над собой, искал новую информацию для аргументированного общения с молодежью.
Будучи хорошим педагогом и психологом, он понимал, что сегодня иная студенческая субкультура с завышенными амбициями и слабыми знаниями; с такой аудиторией нельзя работать, используя занудные проповеди об учебе и поведении, поэтому свои встречи с молодежью проводил в доверительной, душевной форме, приводя примеры из жизни – собственной и тех, кого хорошо знают в Дагестане, кому он когда-то помог и дал путевку в будущее. Всегда жил заботами студентов, интересовался не только учебно-методической работой в академии, но и нравственно-воспитательной.
Магомед Мамаевич великолепно владел словом, был прекрасным лектором, оратором и пропагандистом высокого класса, много сделал для воспитания студенческой молодежи. При этом всегда опирался на лучшие традиции, адаты и обычаи дагестанского народа. В ходе встречи со студентами приводил десятки «живых» примеров из реальной жизни. Проницательный ум, жизненная мудрость и эрудиция делали его хорошим знатоком истории и фактов. Он мог в точности сказать, какие духовно-нравственные качества были характерны дагестанскому народу в прошлом, какие необходимо брать молодежи из прошлого в настоящее время.
Такое отношение к молодежи и коллективу создавало вокруг него атмосферу уюта и комфорта не только в академии, но и во всех уголках республики, где бы он ни был.
Апеллируя к газетным статьям, журналам, книгам, священным писаниям, Магомед Мамаевич не только искал подтверждение своим мыслям и взглядам, но исподволь учил студентов умению аргументированно излагать взгляды, искать истину не на поверхности (кто-то что-то сказал), а в мудрости книг, которые он очень ценил. Глубокая тяга к познанию и выяснению сущности, смысла человеческого бытия была характерной чертой Магомеда Мамаевича.
Отношение к книге — особый разговор. В его кабинете всегда лежали стопки новых книг и редких изданий: одни с закладками, другие открыты, третьи — отложены в сторону. Он не только собирал, покупал и читал, но и формировал отношение преподавателей и студентов к книгам. Тщательно выбирая литературу для себя, всегда комментировал выбор, отмечая то автора как хорошего ученого, то проблему, которой посвящена книга, как мало изученную и поэтому вызывающую интерес.
Магомед Мамаевич хорошо знал родной край, бывал чуть ли не во всех районах и аулах, и везде его встречали не только как дорогого гостя, а прежде всего как великого Учителя. Почти все специалисты сельского хозяйства в Дагестане – бывшие студенты Магомеда Мамаевича. Говорят, нет большего счастья для учителя, чем вырастить и воспитать ученика, а когда их тысячи по всему Дагестану и России – вряд ли можно найти более счастливого человека. Где бы ни работали выпускники нашего вуза, они были и остаются всегда востребованными специалистами, которые постоянно вспоминают учебное заведение с уважением и любовью.
Такое отношение свидетельствует о большой работе и заботе, вложенных Магомедом Мамаевичем Джамбулатовым в развитие Дагестанской государственной сельскохозяйственной академии. Он был, несомненно, моральным авторитетом и живой историей не только для коллектива академии, но и для всех, кто его знал. Магомед Мамаевич был терпим к людям и их слабостям. Его умение находить компромиссы в сложных вопросах сделали совместную работу коллектива академии с Магомедом Мамаевичем легкой и спокойной, придавали уверенности и оптимизма.
Он обладал лучшими человеческими качествами, такими как: природный ум, удивительная память, жизненная мудрость, глубокая и исключительная порядочность, человечность, уважение и любовь к людям, высокая требовательность к себе и окружающим, достоинство и мужество. При любых общественно-политических ситуациях и изменениях Магомед Мамаевич оставался верным своим убеждениям, принципам и нормам жизни.
Особое отношение было у М. Джамбулатова к религии. Веру в Бога он рассматривал как святую внутреннюю необходимость и потребность каждого человека. Больше всего начал интересоваться исламом в конце 80-х годов прошлого века, после распада СССР, когда возник «вакуум» в духовной жизни нашего общества. Начиная с 90-х годов, собрал большое количество исламской литературы, переводы и тафсиры Корана. Особенно много внимания уделял раскрытию смысла и содержания аятов Корана. Он имел почти все переводы и тафсиры и по любому вопросу находил соответствующие ответы в аятах.
Исламское возрождение в Дагестане Магомед Мамаевич считал неразрывной, составной частью общественно-политического и духовно-нравственного обновления народа. Несмотря на многочисленные трудности и препятствия, ислам он рассматривал одним из основных факторов, формирующих образ жизни дагестанцев. Вместе с тем оставался приверженцем сохранения лучшего и прогрессивного из советской системы образования, воспитания и культуры.
Он глубоко изучал и комментировал аяты Корана о нравственных ценностях; часто повторял, что прогресс общества определяется не только научными достижениями и открытиями в материальной сфере, но еще чем-то более важным, а именно – главенством таких человеческих ценностей, как любовь, взаимное сочувствие и понимание, забота и уважение к родителям, прямота и чистота поступков, помыслов, представлений и взаимоотношений между людьми.
М. Джамбулатов умело использовал при общении выдержки из Корана об ответственности родителей и общества в воспитании молодого поколения, приводил аяты. Говорил: «Если родители не уделяют должного внимания воспитанию детей и ориентации их в нужном направлении, то последние становятся для них бедствием, несчастьем, мукой и постоянной заботой, лишающей сна ночью и не дающей покоя днем». Или: «Дать своим детям почувствовать, что жалеют их, сочувствуют им и любят их; цель в том, чтобы создать хорошую психологическую атмосферу, чтобы сердца их ощущали доверие, а души – спокойствие, чтобы с оптимизмом смотрели в будущее и родители, и дети». Вот почему, говорил он, одним семьям сопутствует успех в деле воспитания детей, а другие на этом поприще терпят полный провал.
Магомед Мамаевич, характеризуя современное общество, отмечал: отсталость, злоба и разобщенность в рядах мусульман на уровне государств, народов и отдельных людей, свидетелями чего мы стали сегодня, ясно указывают на удаленность их от ислама, отречение от крепкой связи, разрыв уз истинного братства и веры. В результате в отдельных странах получила распространение ошибочная и невежественная пропагандистская деятельность, чуждая и противоречащая канонам ислама.
Тайна Магомеда Мамаевича – его человеческая и гражданская гордость, смелость, помноженная на многогранные творческие способности ученого и руководителя большого коллектива. Безусловно, он сыграл огромную роль в развитии вуза и его профессорско- преподавательского коллектива; тех, кого он обучал и кому посчастливилось знать его лично. Во всех уголках республики выпускники с большим уважением говорят «наш ректор», «наш Магомед Мамаевич». Такое признание не всем достается.
Магомед Мамаевич – человек эпохи. Он был и остается в нашей памяти как выдающийся ученый, организатор и руководитель, требовательный Учитель и наставник, надежный друг и душевный человек, истинный патриот Дагестана и России.
Осман Раджабов,
д.ф.н., профессор,
завкафедрой философии
и истории ДагГАУ
им. М. М. Джамбулатова