С исключительным уважением отношусь к бескорыстному труду педагога. А точнее, Учителя. Написал это слово с заглавной буквы неслучайно. Ибо хорошо понимаю, насколько трудна его работа. Сам прошел эту школу. Сейчас, конечно, речь не об этом факте из моей скромной биографии, а о Человеке и настоящем Учителе. Педагоге от Бога.
Безусловно, утверждая, что не каждый обладатель учительского диплома может называться Педагогом, я зачастую вызываю огонь на себя некоторых несостоявшихся в своей профессии специалистов.
Я имел честь не только знать эту женщину, а учиться у нее. По сей день с волнением и трепетом в душе именую себя одним из ее учеников. Считаю нескромным отметить, к каким из них отношусь: к одним из самых лучших или к числу правофланговых. Об этом судить не мне, а тем, с кем мне довелось учиться в школе, а затем работать, служить и вот последние четверть века трудиться в творческом коллективе РОПГ «Нийсо–Дагестан».
Летом (август 2006 года) в Махачкале одними из первых (тогда еще в ЮФО) открыли памятник русской учительнице. Это в Редукторном поселке, в парке у озера Ак–Гель. Событие это лично я воспринял не только как добрый знак, но и исключительным уважением к самому русскому народу и, конечно же, каждой русской учительнице в отдельности!
Помнится, к большому сожалению, даже по этому знаковому событию среди дагестанцев было неоднозначное мнение. Находились и такие, которые вопрошали: «Почему де именно русской учительнице?» В принципе–то, сей памятник в народе называется не иначе как памятник русской интеллигенции. Не пойму, почему у нас, у дагестанцев, не хватает мудрости признать неоценимый вклад этих русских девушек в образовательный процесс многонациональной дагестанской семьи?
Когда мне исполнилось семь лет, я пошел учиться в Адильотарскую среднюю школу. Первыми моими учителями были Эзерпаша Вадиевич Абакаров и Алхазур Хасиевич Шуаипов. А во втором классе нас обучала уже молоденькая Александра Макаровна (фамилию не вспомню), ин. яз. старшеклассникам преподавала ее подруга Нина Васильевна. Это были педагоги, приехавшие в нашу «глубинку» по распределению. И, надо сказать, что они честно и добросовестно относились к своему делу. Работала в те годы у нас еще одна русская учительница – Антонина Владимировна Казакова. Если к первым двум обращались просто «Шура» и «Нина», в силу их возраста, то к ней все уважительно и тепло «Антонина Владимировна!» или подчеркнуто вежливо «Учитель Тоня!»
По завершении положенной «отработки» Нина с Шурой покинули наше село на отшибе. Молоденький физик Владимир Яковлевич ушел служить в армию и после, естественно, не вернулся в школу. (Два года солдатской службы давали ему такое право). А Антонина Владимировна продолжала приобщать сельских мальчишек и девчонок к великому и могучему языку, на котором разговаривал сам Владимир Ленин, творили русские классики Лев Толстой, Николай Гоголь, поэты Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Сергей Есенин, Александр Фет, Федор Тютчев и многие другие мастера слова.
Среди множества писем в редакционной почте одно стоит особняком. Я перечитываю его вновь и вновь. И при этом каждый раз ловлю себя на мысли, что открываю в его авторе что–то, доселе не знакомое и, в то же время, до боли родное и близкое. Читатель, видимо, подумает, что речь идет о матери. Кто может быть дороже, ближе, роднее, нежнее, сокровеннее, чем мать, родившая нас!
Ответ однозначный: никто и никогда! Но я бы поставил в этот ряд достойных женщин и Учительницу. И обязательно рядом с матерью!
Думаю, что буду понят правильно. Впрочем, каждый волен иметь на все в этой жизни свое мнение. Но я уверен, что женщина–учительница, женщина–мать, женщина–сестра, женщина–супруга, хранительница домашнего очага в каждом из этих контекстов заслуживает самых лестных и добрых слов. Моя героиня — тем более! Это благодаря их самоотверженному труду и поставлен памятник в Дагестане. В том, что они все вместе и каждая в отдельности достойны этой высокой чести, я никогда не сомневался. И категорически не разделяю мнения тех, кто продолжает муссировать сей вопрос.
1950 год. Высокогорное даргинское село Кища. Именно здесь и началась педагогическая деятельность Антонины Владимировны Казаковой. По завершении учебы в Ивановском педучилище вместе с подругами она по направлению попала в Дагестан. В те годы наша республика ощущала острую нехватку педагогических кадров.
Всю дорогу девушку Тоню одолевали сомнения, мысли одна страшней другой: «Еду в совсем чужой край. А как меня примут? Сумею ли стать настоящим специалистом? Уживусь ли с этими незнакомыми людьми?» Она часто рассказывала нам, ученикам, о первых шагах своей трудовой биографии.
Вопросов с жильем и работой в селении Кища не было. Первая же встречная горянка, узнав о цели ее приезда, тут же вызвалась помочь. После беседы с директором местной школы последняя предложила ей уверенным голосом: «Жить будешь у меня!»
…Время пролетело быстро и незаметно. Каждый прожитый день в этом изумительно красивом крае приносил ей что–то новое. Работа, на которую они, будучи студентами, смотрели, как на легкую прогулку по школьным классам и коридорам, на поверку оказалась не такой простой. Но зато интересной! Обучая детей, она сама приобщалась к обычаям и традициям горцев.
У каждого ребенка свой характер. Слабое знание русского языка детьми и местным населением. Налаживание контактов с родителями. Временами, когда случались неудачи или радость прожитого дня вдруг сменялась огорчением от чьего–то проступка, наступали минуты отчаяния, хотелось все бросить и уехать…
Выручал настойчивый характер и огромное желание самоутвердиться здесь, среди совсем чужих тебе людей. Помогали внимание и поддержка коллег–наставников по работе: «Не робей, все будет нормально! И с нами такое случалось!» Так, незаметно для себя, русская девушка Тоня в горах Дагестана стала Антониной Владимировной. Она быстро прижилась в своем первом педагогическом коллективе. Пришлась тут, как говорится, ко двору. Ее не хотели отпускать. Но она решила уехать. Правда, не из Дагестана. А просто спуститься на равнину.
Так, в 1953 году Антонина Владимировна стала работать в Адильотаре. Новое село. Уже другие люди. Но она умела удивительно быстро находить с ними общий язык и располагать к себе. Поэтому совсем скоро Антонина Владимировна встретила тут человека, с которым и связала свою судьбу. Им оказался ветеран ВОВ, главный агроном местного колхоза имени С. С. Казбекова Александр Ильич Шаулов. Впоследствии он станет заслуженным агрономом нашей республики. Долгие годы руководил этим хозяйством знаменитый Аштархан Аскерханов. И колхоз не сходил с республиканской Доски почета.
Холодным выдался тот день в Махачкале, но, несмотря на это, столица жила своей обычной жизнью: шумной, будничной. Все куда–то спешили, а я шел и мысленно представлял себе будущую встречу с человеком, которого я не видел ровно одиннадцать лет (был 1988 год). То есть с того самого дня, как для меня и моих сверстников тем тихим майским днем прозвучал последний школьный звонок.
Память – неустанный летописец нашей жизни. По–настоящему мы оцениваем и с трепетом вспоминаем школьные годы тогда, когда становимся взрослыми. Я до сих пор помню день, когда Антонина Владимировна вошла в наш шестой класс, представилась и сказала: «С сегодняшнего дня я буду учить вас русскому языку и литературе». Не подозревали мы тогда, что годы спустя будем называть ее самой любимой учительницей.
С ее приходом в наше село для школьников начался новый отсчет времени. С утра и допоздна пропадали ребята в школе. Не замечали убегающих часов. Учились самозабвенно. Успевали организовывать десятки интереснейших мероприятий.
Откуда было в этой женщине столько сил, харизмы? Откуда она находила время? Ведь у нее была семья, дом, муж, училась заочно в Дагпединституте. Видимо, до самозабвения, до последней струнки души надо любить нелегкую профессию педагога, детей, чтобы трудиться так вдохновенно, с полной отдачей.
Сегодня, к великому своему стыду, мы признаем, что тогда нас и не интересовало: а какова жизнь нашей любимой учительницы вне работы, дома. Мы ревностно любили Антонину Владимировну. Нам казалось, что ей ничего не надо, кроме радостных и счастливых минут, проведенных в школе вместе с нами, ее воспитанниками. Это, наверное, оттого, что мы ни разу не видели свою учительницу уставшей или недовольной. А у нее тоже были дети: дочь Ирина и сын Вячеслав.
И вот это солидное учреждение – Министерство народного образования республики. Не думал я в тот майский день 1977 года, что встречусь с Антониной Владимировной через столько лет, да и к тому же вне школы! Мне трудно было представить, что она сможет прожить без своей любимой работы. Но годы безжалостны. И они берут свое.
С 1979 г., как переехала из Адильотара в Махачкалу, она успешно работала в интернате горянок воспитателем–методистом. Отсюда и ушла на заслуженный отдых, отдав более тридцати лет делу воспитания подрастающего поколения. В минобразования занимала, хотя скромную и незаметную, но ответственную должность вахтера. Относилась к работе, как всегда, честно и добросовестно. Как говорится, не место красит человека…
Поэтому, когда в сельских поселениях началась так называемая кампания увековечивания памяти достойных людей в названиях улиц, я был больше чем уверен, что в ее родном селе Адильотар появится улица в честь нее. Обидно. Больно. И жаль. Но не оправдались мои надежды. Здесь сохранился дом, в котором жила заслуженная учительница Дагестана Антонина Владимировна Казакова. В трех населенных пунктах Адильотарского сельсовета (Адильотар, Кадыротар и Тутлар) нет ни одной семьи, в которой нет ее бывших учеников.
К слову сказать, я категорический противник словосочетания «бывшие ученики». Учителей, как и родителей не выбирают. Поэтому и тех, и других надо уважать и почитать. Они тоже не могут быть бывшими.
Антонина Владимировна уехала из Дагестана на свою родину в Иваново. Опуская подробности о ее дальнейшей судьбе вне нашей республики, я хочу обратиться к своим односельчанам с тем, что мы не вправе забывать о таких людях. Помнить о достойных и замечательных людях — наш святой долг. А в том, что он всегда красен платежом, я никогда не сомневался. Меня учили этому и родители, и мои учителя. Так воспитан я. Поэтому безгранично благодарен родителям и своим педагогам.
Но чиновники на местах почему-то об этих прописных истинах забывают. Вот так примерно мы и превращаемся в общество, не помнящее прошлого. А это чревато остаться нам без будущего. История знает этому факту множество примеров. Если быть искренним до конца, я продолжаю любить всех своих учителей, не переставая любить справедливость. С теми, кто думает иначе, мне лично не по пути.
Умар ЯКИЕВ
Р.S. Буквально перед самым выходом газеты в свет от своей классной руководительницы, заслуженной учительницы Республики Дагестан Равган Юсуповны Мажидовой, я узнал, что Антонина Владимировна в настоящее время проживает в Краснодарском крае рядом со своей дочерью Ириной Александровной.