С 2024 года 1 декабря в России считается Днем математика.Образовательная система Дагестана тоже празднует и ищет возможности улучшить качество математического образования, так как результаты ГИА сигналят – дагестанским школьникам необходимо подтянуться! Сами виновники торжества – математики – как выяснила «Молодежка», имеют претензии. В последние годы у них все меньше и меньше времени на обучение детей предмету.
На пресс-конференции, посвященной вступительной кампании-2024, ректор ДГУ Муртазали Рабаданов, отталкиваясь в том числе от результатов ГИА,назвал катастрофической ситуацию с физико-математическим образованием в Дагестане. Наше издание попыталось узнать, все ли так катастрофично, и направило запрос в минобрнауки Дагестана с просьбой предоставить
Статистическую информацию за 2022, 2023, 2024 годы по сдаче выпускниками 9, 11 классов ГИА по математике и физике, а также информацию по вопросу развития физико-математического образования в республике.
На состоявшемся 26 ноября Совете при главе Дагестана по науке и образованию руководитель дирекции «Физтех Школа» центра развития талантов «Альтаир» Магомедшейх Рамазанов отметил, что несмотря на принимаемые в республике меры по развитию физико-технического и математического образования, проблемы в этой сфере все еще остаются.
Эффект от наблюдения
Статистические данные, предоставленные минобрнауки Дагестана нашему изданию, обеспокоенность Рабаданова и Рамазанова оправдывают. Так, в 2022 году в ЕГЭ по профильной математике по итогам основного периода участвовало 2140 человек, 401 (18,7%) из них не преодолели минимальный порог по баллам, 80 и выше баллов набрали 92 (4,3%), один человек набрал 100 баллов.
В 2023 году количество участников этого экзамена сократилось на 192 человека и составило 1948 человек, из них 274 (14,1%) не преодолели порог, 52 (2,7%) – набрали 80 и выше баллов, количество стобалльников – 1 человек.
В текущем году профильную математику, тоже по итогам основного периода, согласно данным минобра, сдали 1998 человек. Уменьшилось по сравнению с предыдущим годом количество участников, не преодолевших порог,– 24 (1,2%), и выросло количество набравших 80 и выше – 242 (12,1%), а 100 баллов сумели набрать 2 человека.
Данные ЕГЭ по математике базового уровня (основной период) за последние три года показали ежегодное сокращение участников. Отметим, здесь оценочная система другая: участникам выставляют не баллы, а оценки от двойки до пятерки. В 2022 году в сдаче базовой математики участвовало 9402 человека, из них 642 (6,8%) получили двойки, 2791 (29,7%) участник получил тройки, 3492 (37,1%) – четверки, пятерки – 2477 (26,3%).
В 2023 году к сдаче этого экзамена присоединилось 9040 человек, на 362 человека меньше по сравнению с предыдущим годом. Двойки получили 669 (7,4%) сдавших, тройки — 3477 (38,5%), четверки – 3166 (35,0%), пятерки – 1728 (19,1%).
В текущем, 2024 году, сокращение участников экзамена по математике базового уровня продолжилось, снизившись до 8883 человек. 495 (5,6%) из них сдали на двойки, 2924 (32,9%) – получили тройки, 3243 (36,5%) – четверки и 2221 (25,0%) – пятерки.
Результаты ОГЭ по математике по итогам основного периода за последние два года показывают аномальное увеличение количества неудовлетворительных оценок. В 2023 году для обеспечения объективности проведения ГИА в 9 классе в пунктах проведения экзаменов было организовано видеонаблюдение. Это, как сказали нашему изданию в министерстве,и «привело к резкому ухудшению результатов выпускников 9 классов».
В 2022 году количество участников ОГЭ по математике составило 35557 человек, всего 126 (0,4%) сдали на двойки, 13509 (38,0%) – получили тройки, 19819 (55,7%) – четверки и 2103 (5,9%) – пятерки. В 2023 году количество участников достигает 39631 человека, а количество двоек сильно возрастает – неуд получили 3224 (8,1%) участника, тройки – 7699 (19,4%), четверки – 26739 (67,4%), пятерки – 1972 (5,0%).
2024 год тоже стал урожайным на двойки. Экзамен в этом году сдали 42305 человек, из них 3673 (8,7%) заработали двойки, 7613 (18,0%) – тройки, 29379 (69,4%) – четверки, 1640 (3,9%) – пятерки.
Призыв к сотрудничеству
На сегодняшний день проблема с физико-математическим образованием, подчеркнули в минобре, «не столь острая, но все еще очень актуальна».
Одной из проблем, которая сказывается на качестве образования по математике и физике, отметили в министерстве, является нехватка квалифицированных преподавателей. Многие учителя по физике и математике приближаются к пенсионному возрасту.Новых учителей приходит слишком мало. Молодежь не хочет идти в учителя из-за низкой заработной платы.
Статистически зафиксированный дефицит учителей математики в 2023/2024 учебном году составляет 27 учителей. Реальная потребность в математиках, не отрицают в министерстве, может быть выше.
Решить задачу дефицита кадров одной программой «Земский учитель» не удается.Поэтому власти Дагестана решили ликвидировать имеющиеся и прогнозируемые дефициты учителей через заключение целевых договоров об обучении со студентами вузов. Но уже который год целевые договоры заключить не удается.
Большую ответственность в деле развития физико-математического образования министерство возлагает на региональные вузы.
«До тех пор, пока вузы не начнут активно взаимодействовать, сотрудничать со школами, говорить о повышении качества и развитии физико-математического образования не приходится», – сообщили изданию в ответе на запрос.
Вузовская профориентационная работа со школьниками, в том числе в части привлечения их на естественно-научные факультеты, считает министерство, организована недостаточно.
Как развивают
В целях развития математического образования, сообщили изданию в минобре, в республике в 2021 году создана «Математическая школа Дагестана». Система ее работы выстроена в сотрудничестве с Кавказским математическим центром. В проекте участвуют 360 учащихся 5-8 классов. В 2024 году впервые в республике корпорацией «Росатом» и МФТИ проведена смена «Летняя школа по фундаментальной физике и математике».
Открытие в республике 618 центров образования «Точка роста», 3 технопарков «Кванториум», 7 центров цифрового обучения «ИТ-куб» в министерстве также назвали вкладом в развитие физико-математического образования.
Также минобр возлагает надежды на физико-математические классы. В 2024-2025 учебном году в общеобразовательных организациях Дагестана планируется открытие 164 подобных классов.
Развитию физико-математического образования в том числе способствует и открывшийся в Дагестане в 2022 году центр развития талантов «Альтаир». К примеру, ежегодно совместно со студентами МФТИ здесь проводится образовательная смена «ФизМат и Инженерные каникулы». На этой смене студенты МФТИ проводят с дагестанскими школьниками занятия по физике, математике, информатике, программированию и робототехнике.
«Скоро некому будет учить детей…»
Учитель математики махачкалинского лицея №39, педагог «Альтаир» Зумруд Абдурахманова считает, что Дагестан старается работать над улучшением физико-математического образования. Но есть у нее и большие опасения… О них она рассказала в интервью «Молодежке». Абдурахманова также является членом Ассоциации учителей математики России от Дагестана, педагогом центра «Альтаир» и т.д.
– Расскажите о своих наблюдениях .Математика детям дается все труднее и труднее?
– Любовь детей к математике никуда не девается, они как любили математику, так и любят. Вы бы видели, сколько детей, желающих заниматься не просто математикой, а именно олимпиадной математикой, приходят в кружки 5 и 6 классов в «Альтаир». А если спросить того же 5-классника, пошел бы он работать в школу, вряд ли мы услышали бы утвердительный ответ.
– Считаете ли вы действующую школьную программу по изучению математики эффективной?
– Программа не сильно изменилась даже с тех времен, когда в школе училась я. Самая большая проблема в Дагестане, да и не только: профессия учителя математики с катастрофической скоростью теряет свою престижность, и преподавать эту прекрасную науку в школах становится некому. Молодежь не идет в школу!
А почему? Все просто, те герои, которые еще работают в школах, погрязли в бесконечных бумагах, отчетах и еще во многом, что напрямую не связано с обучением детей математике. Я вспоминаю первые годы своей работы в лицее, когда я наслаждалась работой с детьми, обучением их математике, сейчас для этого не остается времени.
Надо дать учителю математики возможность заниматься обучением детей математике! Чем меньше времени остается на обучение детей предмету, тем хуже они знают предмет, это же логично.
– Что скажете о дефиците математиков?Он будет усиливаться?
– Педагогические вузы должны готовить хороших специалистов для школы, а из кого они их будут готовить, если выпускники школ не поступают к ним? Те, кто никуда не поступил, уже от безысходности идут в педвуз. И начинается взаимное обвинение: вузы кричат, что школа не дает знания, а школы — что вузы не выпускают хороших учителей. Мой выпускник, оканчивая школу, спросил меня: «Зумруд Магомедалиевна, я вот посмотрел, какие учителя приходят в школу, и думаю, а кто будет учить моих детей?» Честно, не знала, что ему ответить. Проблема должна решаться на самом высоком правительственном уровне, иначе на самом деле в скором будущем некому будет учить детей, и не только математике.
– А что говорят ваши коллеги, другие математики? Каков сейчас уровень детей?
– Знаете, я настолько глубоко занимаюсь подготовкой детей к олимпиадам и различным мероприятиям по математике, что могу вам точно сказать, что если мы раньше даже и мечтать не могли, что представитель Дагестана сможет стать призёром ВсОШ по математике, то теперь у меня есть надежда на это! В республике столько делается в направлении поддержки тех детей, которые проявляют интерес к математике, приносят славу Дагестану, что результат должен быть. И мои коллеги, с которыми я поднимаю математическое образование в Дагестане, надеются на лучшее. Дети — это дети, они всегда одинаковые, только сейчас у них появилось много возможностей для математического развития. Главное, чтобы на пути ребенка встретился педагог, влюбленный в свою работу и который сможет устоять перед всеми трудностями современной школы.
– Вы согласны с тем, что нас ждет будущее, где востребованнее будут не гуманитарии, а технари, люди, знающие математику?
– Я с этим согласна полностью! В принципе, это время уже пришло. Даже рассматривая СВО, можно сказать, что идет война математиков. Ведь стратегия, тактика, расчеты –все это чистая математика.
И именно поэтому президент в последнее время делает такой акцент на развитие математического образования. Надеюсь, начнутся изменения в лучшую сторону.