Увиденная в одной из московских школ сцена просто изумила меня.
Молодая женщина сидела в коридоре в ожидании своей дочери-первоклассницы.
Через турникет прошла стайка старшеклассниц. Одна из них подсела к молодой женщине и стала натягивать на ноги коньки, по всей видимости, она собиралась идти на физкультуру на пришкольный каток. С неё сошло семь потов, но она толком так и не смогла зашнуровать ботинки, хотя изо всех сил тянула на себя шнурки, не догадываясь, что их нужно натягивать помаленьку с самого основания, а не сверху. Старшеклассница чуть не плакала. Тогда молодая женщина решила ей помочь и показала, как нужно правильно зашнуровывать ботинки.
Боже мой! Изумлению моему не было предела: дожить до 15–летнего возраста и не уметь себя обслуживать. А что она станет делать, когда выйдет замуж?
Я подсела к родительнице и начала разговор о нерадивости молодёжи. Женщина спокойно мне ответила, что её родители всегда работали, а это значит, что ей пришлось рано стать самостоятельной, и уже в восемь лет она умела готовить разные блюда. Мать оставляла ей написанные на тетрадном листке большими буквами рецепты. Женщина вспомнила, как она варила щи:
— Вначале я бросила кусок мяса, варила его два часа, а за это время чистила картофель, шинковала капусту. Правда, огромными кусками. Затем морковь и лук. И все это по очереди бросала в кастрюлю по мере закипания. А был случай, когда родители на две недели уехали в командировку, оставив меня, двенадцатилетнюю, с шестилетним братиком. А он заболел, и мне пришлось ставить ему горчичники, натирать пятки лечебной мазью, опрыскивать горло. Даже соседи не знали, что мы две недели жили одни. Мне в жизни моя самостоятельность очень помогает, — пришла она к выводу.
— А как вы воспитываете своих детей? По родительским наказам? – спросила я её.
— Нет, я боюсь рисковать. Пусть уж лучше будут всегда рядом.
А я задумалась. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни, а главное в том, что, привлекая их к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, заботиться о близких. Разве матери не в радость услышать с порога: «Мама, а я картошку пожарил, в магазин сходил»?
Умение делать что-то пригодится в любой профессии. Моя дочь с малых лет хорошо вязала, поэтому во время учёбы вязала подругам свитера, а те благодарили её деньгами или подарками.
У детей должны быть постоянные трудовые обязанности. Тем самым в них воспитывается чувство ответственности.
В одной чеченской семье я наблюдала такую картину. Каждое воскресенье в этой семье проводится генеральная уборка. Мать выполняет домашнюю работу на больших скоростях, а дочь всё делает медленно, так как очень полная и двигаться быстро ей сложно. Мать распыляется и начинает её сильно оскорблять и унижать. В итоге уборка заканчивается горькими слезами дочери. Когда я осталась наедине с шестнадцатилетней девушкой, она, словно опытный психолог, плача, мне объяснила: «Я родилась у немолодых родителей, и они с меня буквально сдували пылинки. Потом появился братик, но, несмотря на это, до пятого класса я была маленькой принцессой, все меня угощали и откармливали сладостями. И тут внезапно мама увидела, что я далеко не худышка и, к тому же, ничего не умею делать. И взялась меня обижать. Из принцессы я превратилась в Золушку. Меня так затюкали, что я даже не смотрюсь в зеркало, не хожу на свадьбы родственников и вообще стараюсь меньше показываться на людях, поэтому и учусь хорошо, так как много времени остаётся на учёбу. Отец меня за это хвалит, он очень уважает грамотных и образованных людей. Но вот мама, которая оценивает людей по количеству денег, всегда недовольна мной, хотя в душе, думаю, она гордится моими успехами в школе и хочет, чтобы я стала высокообразованным специалистом».
Воспитание трудолюбивых детей не должно быть шаблонным и однотипным, потому что каждый ребёнок индивидуален.
К примеру, ребёнок неохотно берется за дело. Надо фиксировать его внимание на сильных ощущениях от самостоятельно выполненной работы, не расстраивать критикой. Если даже она выполнена некачественно. Нужно стараться, чтобы предвкушение результата служило стимулом к активности.
Вспомнилась такая история. Я окончила школу в 16 лет, поступила в Рижский университет, и нас в сентябре отправили на уборку картофеля. Там система оплаты была чётко определена. Каждому студенту давали участок земли, нужно было собрать картофель и распределить его по разным корзинам: крупные картофелины — в одну, мелкую — в другую. За каждую наполненную корзину давали один жетон (1 рубль), вечером выдавали деньги. Я в первый же день заработала 11 рублей (по нынешним меркам 1100 рублей), на следующий день — чуть больше. Вставать приходилось очень рано, а вечером ложились поздно (молодость есть молодость), и я стала уставать. Но моя родственница сказала, что мне надеяться на родителей и родных не придется, лучше будет, если я сама себя обеспечу. А еще она добавила, что каждый раз, выходя в поле, я должна представить вещь, которую хотела бы купить. К примеру, мне нужна была шуба, сапоги, красивые часы и так далее. Одним словом, её советы возымели такое действие, что к концу месяца я стала зарабатывать по 20 — 25 рублей. За месяц получила 1 200, по сегодняшним ценам это составляет 120 тысяч рублей. И на занятия в университет я пришла самой модной девушкой. А купили мне все мои наряды в военторге, где для офицеров продавали самые модные импортные вещи.
Поэтому, когда человек конкретно знает, для чего ему нужны деньги, он находит и нужную работу.
К сожалению, некоторые дети, не успев взяться за порученное дело, тут же стараются избавиться от него. Их не привлекает ни сам процесс работы, ни полученный результат. В этом случае важен правильный выбор задания, который бы их не отпугнул. За одну и ту же работу одного можно похвалить, а другого нет.
Педагог Василий Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трёх начал: НАДО, ТРУДНО, ПРЕКРАСНО, — вложил в это определение глубочайший смысл.
Надо. Ещё как! Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие, целеустремлённость и упорство помогут ребёнку добиться в жизни намеченных целей. Очень точно об этом высказался и Франклин: «Труд — отец счастья».
Вера ЛЬВОВА