На первый взгляд, самое простое и естественное предназначение человека, но с другой стороны — самое сложное в профессии педагога-психолога. Это не просто помогающая профессия, а состояние души, образ жизни, особое отношение к ней и к людям. Я — педагог-психолог, то есть человек, который умеет слушать и с которым можно говорить обо всем.
— В каких случаях помощь психолога просто необходима?
— Моя практика и наблюдения показывают, что у взрослого человека возникает мысль о посещении психолога, когда ему становится невыносимо тяжело или он чувствует, что сам не справляется с возникшей жизненной ситуацией. Как правило, ребёнку такие мысли обычно не приходят в голову, так как он может даже не понимать, что с ним происходит, и, тем более, не знает, что с этим делать и у кого просить о помощи. В лучшем случае, ребёнок обращается к кому-то из родителей, родственников, к близким людям.
Учителя сами замечают, что с ребёнком что-то происходит и ему необходима психологическая помощь. Несмотря на то, что психолог должен быть в курсе всех проблем, он не всегда может их увидеть. В этом случае ко мне обращаются учителя или ученики. Преподаватель может привлечь меня, если видит, что ребёнок плохо усваивает его предмет и причина тому — психологические проблемы. Обращаются классные руководители, если между учениками возник серьёзный конфликт или непонимание. Сами учащиеся приходят реже. В основном это старшеклассники, которых интересуют вопросы индивидуального развития, взаимоотношения с родителями, выбор профессии.
Годы психологической работы показывают, что причиной обращения является агрессивное поведение: ребёнок часто дерётся, кричит, конфликтует, ссорится и т.д. Стали нередкими обращения, касающиеся необщительности ребёнка. Немало проблем, связанных с трудностями адаптации к школе. В числе причин обращения — пережитая травматическая ситуация (развод родителей), изменение положения в семье, на которое ребёнок реагирует значительным изменением своего настроения или поведения (это может быть переезд, смена школы, рождение брата или сестры, смерть близкого родственника и т.п.).
Правила профессиональной этики запрещают мне разглашать информацию, которая стала известна в ходе работы. Поэтому я не вправе рассказывать о том, что говорили дети или родители на консультации, пересказывать их слова, сообщать полученные мною сведения из жизни семьи. Могу поделиться с классным руководителем общими соображениями по поводу проблемы, своими наблюдениями за ребенком или родителем, но, в то же время, я не вправе рассказывать, о чём шла речь на индивидуальной консультации.
Однако те же самые правила профессиональной этики требуют от меня как от специалиста нарушить принцип конфиденциальности при получении информации о существовании угрозы жизни и здоровью ребёнка или взрослого, или кого-то из их окружения. В большинстве случаев такие ситуации становятся известны прежде всего директору лицея, социальному педагогу и классному руководителю.
— Каковы методы вашей работы?
— Они весьма разнообразны. В диагностическом направлении — тестирование, анкетирование, опросы (как в традиционной форме, так и с применением информационно-компьютерных технологий), наблюдение, анализ; в коррекционно-развивающем — игры (настольные, психологические, деловые, подвижные), упражнения, элементы тренинга и арт-терапии, сказка-терапии; в просветительском — выступаю с лекциями на родительских собраниях, семинарах для коллег. Участвую в организации различных акций, пропагандирующих добро, терпение, здоровье, заботу о тех, кто нуждается в помощи. Вообще, начиная с семьи, нужно пропагандировать в обществе добро, терпение, взаимопомощь, человеколюбие, то есть этику взаимоотношений людей.
— А как работаете с трудными детьми?
— Проводится большой пласт профилактической работы. Это беседы, консультации, занятия. Также широко используем нетрадиционные формы, и именно с трудными подростками, у которых развивается куча комплексов и проблем на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.
Руководитель лицея Шамсият Алимурзаевна Насрулаева в своей работе всегда ставит во главу угла интересы учащихся. Она говорит: «Нет плохих и трудных детей, есть взрослые, которые равнодушны к детям и не хотят видеть, как ребёнку плохо». Я думаю, эти слова хорошо определяют, какие цели и методы должны использоваться педагогическим коллективом в работе с детьми, а последняя направлена на то, чтобы показать ребёнку его нужность в обществе и значимость, раскрыть возможности и способности.
У нас в лицее предмет «Психология» ведётся с 5 по 9 класс. Вот на этом уроке ребята приобретают навыки общения, узнают о своём Я, учатся выражать мысли, рассказывать, о чём мечтают. Представляете, даже сочиняют сказки поучительного характера. И это здорово.
Справка
Наталья Карабидиновна Хамавова – школьный психолог. Родилась и выросла в Махачкале. Тут же училась в школе №17. В 1992 году окончила Хасавюртовское педагогическое училище им. З. Батырмурзаева, а в 1997-м — ДГПУ в Махачкале.
В лицее №9 работает педагогом-психологом с 1997 года, уже 19 лет. Общий педагогический стаж — 25 лет. Начиная со школьной скамьи, знала, что её будущая профессия будет обязательно связана с детьми.
Регина Курбанова | г. Махачкала