В середине XIX века военное укрепление Петровское переименовали в портовый город Петровск, связывая название с легендой о пребывании на территории города лагеря императора Петра I во время Персидского похода в 1722 году. Небольшой приморский городок с установлением советской власти стал столицей зарождавшейся Дагестанской АССР и начал быстро развиваться. К моменту распада Советского Союза Махачкала была средним провинциальным промышленным городом с развитой инфраструктурой, вузами, филиалом АН СССР, театрами и другими учреждениями культуры. Население составляло около 300 тысяч человек.
Махачкала во «время перемен»
90-е и нулевые годы превратили Махачкалу в Шанхай 50-х годов. Были практически разрушены крупные оборонные промышленные предприятия, другие многократно сократили объемы производства. Интеллигенция и высококвалифицированный рабочий класс начали уезжать в другие регионы России в поисках работы. Стало сокращаться русское население города, которое замещали выходцы из гор, которые начали массово перебираться в столицу Дагестана. Это переселение народов продолжается и сегодня.
За «годы перемен» город преобразился неузнаваемо. Все участки, на которых можно было что-то построить, были проданы охочими до больших денег градоначальниками. Тротуары, небольшие пространства между жилыми домами, участки парков, земли, примыкающие к кладбищам, земли на окраинах города, второстепенные дороги – спутники центральных магистралей — продавалось и застраивалось всё. Некоторые участки оформлялись в продажу не один раз, и они получали сразу нескольких владельцев, споры между которыми доходили до кровопролития.
Сегодня Махачкала ужасает гостей сочетанием несочетаемого – новые многоэтажные элитные дома соседствуют с саманными старыми разваливающимися постройками, в шаговой близости от жилых домов в центре города находятся автозаправки, некоторые дома расположены настолько близко друг от друга, что можно из окна в окно передавать чашку чая. Рынки в черте города являются причиной постоянных автомобильных пробок. Пробки возникают в разных точках Махачкалы при плохой погоде, а как всегда неожиданно зимой выпадающий снег становится стихийным бедствием, парализующим жизнь города на много часов. Некоторые улицы, изначально спланированные как широкие проспекты, в районе рынков сужаются, наподобие бутылочного горлышка, вызывая пробки в любое время дня.
Город стал терять звание центра образования: появились десятки филиалов центральных вузов, где можно было купить дипломы о высшем образовании, возникла целая когорта чиновников – кандидатов и докторов наук, защитившихся тут же, в Махачкале, которые не смогут произнести названия своей диссертации. Махачкала превратилась из города высокой культуры в огромный аул со стихийной застройкой, многочисленными ласточкиными гнездами – пристройками к многоэтажным домам.
Сегодня в Махачкале, по официальным данным, проживает около 700 тысяч человек, он на 27 месте в России по количеству населения и на первом месте по темпам роста населения и по его густоте. По неофициальным оценкам, наш город – давно уже миллионник. Официально тут очень низкий уровень жизни, но этот уровень резко повышает неформальная занятость. Серый бизнес занимает не менее половины всего денежного оборота Махачкалы.
Горожане, как и все в России, в 90-е годы вспомнили о религиозной принадлежности. Сегодня город усыпан мечетями, что создает дополнительные проблемы горожанам по пятницам, когда некоторые люди, а их немало, называющие себя мусульманами, не понимая, что религия требует уважения к другим людям, бросают свои машины посреди оживленных трасс, создают новые пробки и бегут в мечеть не для просветления, а потому что это модно, чтобы знакомые увидели, что они посещают пятничную проповедь.
Город, в котором мы живем, — аморфное образование, быстро растущее и жадно пожирающее неофитов, приезжающих из горных и отдаленных районов республики, которые быстро встраиваются в его структуру, находя себе соответствующую работу и т. д. Это очень малая часть проблем, с которыми ежедневно сталкивается новое руководство города, мэр без надоевшей приставки и.о. Конечно, все задачи одним кавалерийским наскоком не решить, они требуют терпеливой, кропотливой, методичной работы. Задача по выведению города из такого дикого состояния состоит из нескольких подзадач. Мы попробуем рассказать о том, как они решаются.
1. Улицы города: расшивание пробок
Сейчас никто не поверит, что было время, когда Махачкала не знала пробок. Сегодня пробки – привычное явление на проспектах Гамзатова, Гамидова, Шамиля, Ярагского, Акушинского, Петра I, Дахадаева, Коркмасова и других центральных городских магистралях. Некоторые из них вызваны огромным количеством автомобилей, для пропуска которых не очень широкие улицы Махачкалы не были предназначены. Другие спровоцировала хаотичная застройка и разбросанные по городу рынки.
Для того чтобы разгрузить пробки, в Махачкале началось расширение самых узких участков центральных улиц.
Расширение улицы Гамзатова. Проводится по реконструкции развязочного узла на проспекте им. Расула Гамзатова, у памятника Петру Первому, перед мостом, ведущим в Редукторный поселок. Мэр города Муса Мусаев поручил начальнику УЖКХ расширить дорожное полотно на участке от пересечения с улицей Ярагского до моста в связи с тем, что в часы пик здесь нередко возникают автомобильные пробки, образуются заторы и происходят дорожно-транспортные происшествия.
Вокруг памятника Петру I расширена проезжая часть дороги, демонтированы рекламные щиты и баннеры. Дорога расширена на всем протяжении от ЗАГСа до пересечения с улицей Ярагского, у Дома быта сделаны парковочные карманы. Параллельно проводится и озеленение на реконструируемой территории. МУП «Горзеленхоз» высаживает туи и другие зеленые насаждения. Установлены новые осветительные столбы.
Расширение проспекта Акушинского. Район столичного рынка «Цумадинский», где пробки прекращаются только поздней ночью, является одним из проблемных для города: некоторые торговые павильоны выходят на тротуар, препятствуя движению пешеходов и автотранспорта, что создает дополнительные проблемы на дороге.
Для того чтобы навести порядок в районе рынка, все торговые павильоны с пешеходной зоны перенесены в другие места, созданы парковочные места для работников и посетителей рынка. Самое главное — проводятся работы по расширению дорожного полотна на участке проспекта Акушинского от Цумадинского рынка до поворота в Семендер. Проводятся работы по переносу опорных столбов для троллейбусных сетей. После завершения работ будут установлены два светофора – первый для пешеходов напротив центрального въезда на рынок, второй – на повороте в поселок Семендер.
Работники рынка считают, что после завершения работ сюда необходимо привлечь для поддержания порядка сотрудников ГИБДД. Малейшая ошибка водителя большегрузного транспорта, который часто проезжает по проспекту Акушинского, оборачивается затором для сотни автомобилей на дороге.
Перекресток улиц Энгельса и Азиза Алиева.
За короткий промежуток времени на пыльной площадке, где постоянно находились десятки автомобилей-такси, создан прекрасный небольшой сквер, отремонтированы два здания – Министерство труда и социального развития Дагестана и жилые дома по адресу Азиза Алиева, 1 и 3. Расширена и приведена в порядок проезжая часть.
Установлен и торжественно открыт памятник первому секретарю Дагестанского обкома ВКП(б) Азизу Алиеву (1942 — 1948), именем которого названа улица. Решение о возведении на участке площадью более 900 кв. метров памятника А. Алиеву было принято руководством Дагестана совместно с представителями Азербайджана. В соответствии с этим решением благоустройство территории осуществлено азербайджанской стороной.
Расширение дороги возле Джума-мечети. С целью разгрузки проспекта имама Шамиля в районе Джума-мечети, где пробки бывают часто, особенно по пятницам, во время общей молитвы, на которую съезжаются мусульмане со всего города и оставляют свои машины там, где придется, боясь не успеть к началу молитвы.
Расширена проезжая часть дороги, уложен асфальт, перенесены светофоры, дорожные знаки и инженерные сети, демонтированы рекламные щиты, обновлены бордюры, грунт, высажены молодые зеленые насаждения. Приводятся в порядок и тротуары вдоль улицы Саид-Мухаммада Абубакарова от проспекта имама Шамиля до улицы Азиза Алиева.
Есть опасения, что освободившиеся дополнительные полосы для движения по пятницам будут вновь занимать машины молящихся в мечети. Планируется запретить ставить машины на автомобильном кольце и в местах, где автостоянка будет мешать обзору и передвижению транспорта.
Расширение улицы Ушакова. По поручению мэра города улица Ушакова расширена до 9 метров. Также вывезены все будки и перенесены электрические столбы, мешающие расширению.
Реконструкция улицы Ушакова снизит транспортную нагрузку по улице Ярагского. Параллельно с дорожными работами меняются газовые и водопроводные коммуникации, освещение. Будет создана тротуарная часть и зеленая зона.
Новые старые проезды. По поручению Главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова демонтирован железный забор, окружающий комплекс зданий Администрации Главы и Правительства Народного Собрания, что символизирует открытость власти. «Люди должны понимать, что прежние времена позади и Дагестан сегодня – открытая, комфортная и безопасная республика, с уникальными традициями и культурой», – сказал в одном из выступлений Рамазан Абдулатипов.
Также открыты проезды по улице Пушкина в районе Ленинского РОВД, по улице Абдуллы Алиева в районе Советского РОВД, по улице Шамсуллы Алиева в районе так называемого 6-го отдела, по улице Сафара Дударова в районе Управления ГИБДД по РД, а также по улице Малыгина в районе детской поликлиники.
Некоторые из этих участков были заблокированы с конца 90-х годов. По улице Абдуллы Алиева будут создаваться парковочные места, она будет несколько расширена. Разработано архитектурно-планировочное решение по капитальному ремонту улицы Шамсуллы Алиева. Все эти меры помогут облегчить проезд транспорта и уменьшат риск возникновения пробок в городе.
Саид Ниналалов | г. Махачкала
P. S. В следующем материале мы расскажем о проблеме с «зелеными легкими» города, о состоянии городских парков и скверов, а также о ситуации с Эльтавским лесом.