День завершал свой бег. В городе свежо от прошедшего дождя. Вверх по Дахадаева иду по солнечной стороне домой. Уже чувствуется наступление вечерней махачкалинской жизни. Она наполнена встречами близких людей, сигналами машин, экстрактом выхлопных газов и поспевшей клубники.
Мой синий рюкзак наполнен под завязку маленькими и большими открытиями. Казалось, что ещё может произойти в этот вечер такого, чтобы сверкнули скрипучие молнии за плечами и рука потянулась к фотокамере.
Однако эти маленькие истории интересны тем, что рассказаны мне Синей стрекозой, которую я, признаться, чуть не раздавил, если бы не моя старая игра. Игра совершенно нелепая, но помогает ногам поймать ритм дороги, а голове – выстроить цепочку приятных мыслей. Вот так и шагал я, стараясь ступать строго через одну плитку. А тут что-то внизу застрекотало. Стрекоза? Синяя?! Поднял с земли попрыгунью и спрашиваю: «Что ты тут под ногами вертишься? Тебе бы над прудом или рекой летать, а ты к нам залетела. Давай теперь рассказывай, что видела, что слышала, Синяя Libellulo?»
Вы думаете, она смолчала? Всё как на духу выпалила.
Записанные стрекозиные истории в четверг чуть не попали под нож редактора, и мне пришлось доказывать, что они совершенно не стандартны. Время стрекоз течёт по-другому, и где оно там пересекается с человеческим, интересно понять. Она стрекотала морзянку, и я записывал, но всё получилось в обратном порядке.
Её истории начались с 17.00 1-го июня, когда она летала над фонтаном Дома дружбы и лил дождь. Мокрые дети, аниматоры и волонтёры плотной стеной стояли под навесом, и только парочка неугомонных девчонок танцевала под дождём. Потом дождь падал крупными каплями, чуть позже разбежались тучи, выглянуло солнце, звучала музыка. А Синяя стрекоза не лишена творческого полёта мысли. Она вспомнила, как удачно спикировала вниз, на ухо гигантской плюшевой зебры, танцующей с малышами под какую-то попсу. Заводная блондинка создавала эту музыкальную импровизацию, и любой из детей мог пропеть в микрофон. Получалось «турбулентно», и вихрь какофонии чуть не засосал мою рассказчицу, но за плечами четыре лёгких крыла, которые унесли Синюю на проспект Гамзатова. А что там внизу? Там смуглые бьют в там-тамы, львиные морды и девадаси, танцующие свой одисси. А может, это были другие, накни или, скажем, сутрадари? Танец был экзотический. Представьте только, как ожила аллея из платанов и ёлок. На пересечении улиц Гамзатова и Леваневского они слились с группой словацких музыкантов и танцоров, которые зажигали польку под скрипку и гармонь. Что, собственно, происходит в Махачкале?
Так это началось не сегодня, а 31 мая. Седьмой фестиваль «Горцы» проходит с участием творческих коллективов из Мексики, Шри-Ланки, Словакии, Азербайджана и России. Фестиваль «Горцы» проводится под эгидой ЮНЕСКО при поддержке Главы Республики Дагестан в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012 — 2018 годы)» и Года гор, объявленного в 2016-м.
Синяя стрекоза на секунду запнулась, и её вполне можно понять. Будь я на месте летуньи, то и слова из этого не вымолвил бы. Как там её голова устроена?
– Да, да! Вот чувствовала же подвох. Это были не индийские девадаси, а девочки из Шри-Ланки. И танец их, судя по наряду, называется рухуну.
Пока стрекоза не «рухунулась» вниз от усталости, пролетим за ней к Русскому драматическому театру, где работала главная танцевальная площадка. Детские коллективы сменяли друг друга под ритмы дагестанских барабанов и эстрадные мелодии.
«Детство, детство, детство – это свет и радость». Памятник поэту в этот день не скучал, на его постамент карабкались дети. Они носились наперегонки среди клумб цветов, и это был праздник жизни. Девчонки из 8-й школы искусств прямо сейчас закончили выступление, и Синяя стрекоза оценила их жёлтые ленточки в волосах и горящие глаза. Всё у них ладно и талантливо.
Концерт, посвящённый Дню защиты детей, – 200 стрекозиных часов, а человеческих – даже не скажу.
На бульваре, куда нас опять зовёт стрекоза, мелки и мольберты лежат на тротуаре. Юные художники собираются кучками. У них свои правила жизни. Рисовать – это вам не петь или танцевать. Нарисованный образ остаётся на века. Махачкалинская художественная школа считает эту городскую площадку своей по праву. Каждый год, 1 июня, они проводят здесь свой пленэр.
Чуть раньше в Национальной библиотеке начался вечер, героем которого стал главный редактор газеты «Зори Табасарана» Гаджимурад Гасанов. Гаджимурад Рамазанович представил свою новую книгу «Зайнаб», изданную на русском языке.
В библиотеку Синяя стрекоза залетала и днями раньше, по случаю профессионального праздника библиотечных работников. 27 мая Националка работала в полную силу. Без этого солидного здания просто невозможно представить облик города.
В тот день всё внутри и снаружи ходило разукрашенным, начитанным, круглым и полосатым. Блузка главного волшебника этого дня Ольги Алиевой задавала правильный линейный ход Синей стрекозе. Но через два часа рисования тигриных и птичьих масок руки библиотекаря уже не поднимались. А детей всё прибывало и прибывало. Внутри шли выступления школ, художественных коллективов. Всё как обычно – читали стихи, пели песни, играли спектакли.
В малом конференц-зале народный писатель Дагестана Магомедрасул Расулов зачитывал смешные ляпы из школьных сочинений. Было забавно видеть, как малыши смеялись над тем, что, казалось, должен понимать только взрослый человек. Ох уж этот блокнот писателя, и чего там только нет!
Синяя стрекоза на эти часы нашла себе достойную хозяйку и озолотилась, и камушками заблестела на кофте замдиректора библиотеки. Зульмира Расулова утверждает, что эту стрекозу она купила давно в память о незабываемом отдыхе. Но мы ведь знаем, откуда крылья растут. Вот видите, она опять посинела и вспорхнула под купол библиотеки.
Пока мы стрекозили по городу, Земля сделала несколько оборотов назад. Но разве такое возможно в реальной жизни? Поверьте, и такое возможно, когда за дело берётся Синяя стрекоза. Ждите новых историй.
А ещё она видела англичанина Джона Уоррина на Махачкалинском рынке и чуть было не угодила к нему на сковородку. Журналист-кулинар зазывает телезрителей на чистейшем русском «Поедем поедим!» – теперь уже к нам, в Дагестан. Он уже побывал на бархане Сарыкум, где они сняли эпизод из культового фильма «Белое солнце пустыни».
Марат Гаджиев | фото автора | г. Махачкала
P. S. Считаю большим счастьем для себя прожить такой хороший день и завершить его впечатлением от просмотра гениального фильма, который заставил отбросить всё, забыть об этой статье, стрекозах и бабочках. Те, кто не видел, обязательно посмотрите фильм 2005 года Андрея Кравчука «Итальянец».