16 октября 2008 года постановлением Правительства РД №344 к Дагестанскому государственному институту народного хозяйства, теперь ДГУНХ, на правах структурного подразделения был присоединен Махачкалинский техникум строительства и экономики.
История нового подразделения ДГУНХ восходит к далекому от нашего времени 1928 году и начиналась вовсе не в Махачкале, а в городе Калач-на-Дону Воронежской области. Тогда в этом городке были созданы курсы бригадиров-десятников для подготовки руководителей строительных бригад. Через несколько лет на их базе возник Калачеевский строительный техникум (сокращенно — КСТ). Техникум рос и развивался, считался одним из лучших учебных заведений в системе Министерства городского и сельского строительства РСФСР, но в августе 1956 года его судьба резко изменилась: приказом министра ГСС РСФСР он был передислоцирован в Дагестан и получил новое название — Махачкалинский строительный техникум.
Великое переселение целого учебного заведения было осуществлено в предельно сжатые сроки и более чем эффективно: приказ №168 был подписан министром 3 августа 1956 года, а 1 октября студенты Махачкалинского строительного техникума уже приступили к занятиям в здании бывшей совпартшколы по ул. Гаджиева, 170. В двух железнодорожных эшелонах в Махачкалу привезли оборудование, мебель, учебные мастерские, библиотечный фонд, одновременно переехали преподаватели, студенты и сотрудники, которые немедленно приступили к обустройству выделенных техникуму учебных корпусов. Руководил работой директор техникума Михаил Иосифович Придаткин (впоследствии он многие годы работал главным архитектором Махачкалы).
За несколько лет в центре Махачкалы силами студентов и преподавателей техникума было построено несколько двухэтажных жилых домов, новый учебный корпус, актовый и спортивный залы.
Техникум стал одним из ведущих учебных заведений республики, обеспечивая техническими кадрами столь весомую отрасль народного хозяйства Дагестана, как строительство. Молодежь Дагестана с большим энтузиазмом поступала сюда, конкурсы в отдельные годы доходили до 8 — 10 человек на место. Важным обстоятельством, влиявшим на выбор молодежи, было высокое качество подготовки специалистов в техникуме, гарантировавшее молодым людям в последующем успешное продвижение по служебной лестнице. Преподавательский коллектив, переехавший из Калача-на-Дону в полном составе в Махачкалу, устойчиво сохранял традиции добросовестного отношения к обучению студентов, не позволяя себе снижать уровень требований к их знаниям, умениям и навыкам. Новые преподаватели техникума, вливавшиеся в сложившийся коллектив учебного заведения, также проникались чувством ответственного отношения к подготовке специалистов, обеспечивали творческую атмосферу, заинтересованное, увлеченное отношение студентов к учебе.
Вначале Махачкалинский строительный техникум входил в систему Министерства городского и сельского строительства РСФСР, затем он перешел в ведение Минстроя СССР, потом — в Минпромстрой СССР, с развалом СССР техникум был передан в ведение Минюгстроя РФ, затем – в систему учебных заведений Госстроя России. Среди 104 учебных заведений Госстроя РФ техникум по обобщенным показателям ежегодного мониторинга стабильно входил в первую пятерку лучших техникумов и колледжей. В 2000 году по итогам общероссийского мониторинга, проведённого Министерством образования РФ, Махачкалинский техникум строительства и экономики (примечание: МСТ переименован Госстроем РФ в 1994 году) признан лучшим средним специальным учебным заведением страны по уровню квалификации педагогических кадров и качеству подготовки выпускников.
Такому выводу предшествовала тщательная проверка всех сторон деятельности учебных заведений весьма компетентными экспертными комиссиями. В частности, МТСиЭ в течение двух недель проверяла комиссия в составе 12 человек, сформированная из представителей Минобразования РФ, Госстроя РФ и преподавателей учебных заведений Москвы, Воронежа, Ростова-на-Дону, Самары, Волгограда и Екатеринбурга. Говоря откровенно, наш коллектив никак не ожидал такой высокой оценки, тем приятнее было ее получить. На проверявших техникум экспертов большое впечатление произвело качество дипломных проектов наших выпускников, в первую очередь – высокий уровень расчетно-конструктивного раздела проектов. Они особо отметили, что в техникуме на должном уровне осуществляется подготовка техников-строителей по специализации «Сейсмостойкое строительство», чего не было ни в одном учебном заведении строительного профиля по всей РФ (хотя треть территории страны признана сейсмически опасной).
Действительно, и по сей день ни в одном учебном заведении России, за исключением ДГУНХ, не обеспечивается системная целенаправленная подготовка кадров для сейсмостойкого строительства. В свое время наш коллектив при активной поддержке Правительства РД настоял на том, чтобы Госстрой РФ ввел в классификатор строительных специальностей специализацию «Сейсмостойкое строительство», и с 1998 года мы стали официально готовить техников для строительства в сейсмически опасных регионах. Наш коллектив своими силами подготовил всю необходимую учебно-методическую базу для указанной специализации, разработал множество наглядных материалов, примеров расчета и конструирования частей зданий и сооружений с учетом сейсмических нагрузок. Техникум имел тогда прекрасно оборудованный зал дипломного проектирования площадью 360 кв. м (на 80 рабочих мест), где была собрана вся нормативная и техническая литература по проектированию в сейсмических районах. Мы предложили Госстрою России воспользоваться нашими материалами и выразили готовность бесплатно передать их другим техникумам, желающим начать подготовку специалистов по сейсмическому строительству, однако ни одно учебное заведение так и не обратилось к нам.
Беды нашего учебного заведения начались, когда в конце 2004 года его неожиданно передали распоряжением Правительства РФ в ведение Республики Дагестан. Согласно действующему законодательству, Минфин России обязан был перевести республике на содержание техникума финансовые средства, которые ранее выделялись Госстрою РФ. К сожалению, ничего этого сделано не было, бюджеты всех уровней на 2005 год давно были утверждены, и мы, таким образом, остались без всякой финансовой поддержки со стороны государства. Все наши обращения в Правительство РД успеха не имели, республика была (и есть) глубоко дотационной, поэтому никаких возможностей помочь нам у региональных чиновников не оказалось. Тогда наш коллектив проявил чудеса креативного мышления в поисках выхода из поистине катастрофической ситуации. Мы срочно перешли на платную форму обучения (с согласия родителей наших студентов), открыли платные курсы повышения квалификации – инженерно-технических кадров строительного комплекса, автошколу по подготовке шоферов-любителей и профессионалов, стали изготавливать мягкую мебель и другую товарную продукцию в наших учебных мастерских и реализовывать ее через розничную торговую сеть. Кроме того, техникум срочно организовал два студенческих ремонтно-строительных малых предприятия «Амплитуда» и «Импульс», которые стали заниматься ремонтом квартир и частных жилых домов по заявкам населения. Полученных таким образом средств кое-как хватало на обеспечение самых неотложных нужд учебного заведения, в первую очередь — на выплату заработной платы.
К концу 2005 года мы существенно улучшили свое финансовое положение, наладив товарное производство ручных ковров силами отделения по подготовке мастеров ковроделия и организовав экспорт ковров в Турцию через наших выпускников–предпринимателей. Значительно выросли и объемы услуг, оказываемых нашими строительными малыми предприятиями. В конце 2005 года мы открыли студенческое проектно-конструкторское бюро «Сейсмос», а также платные курсы по подготовке операторов ПЭВМ. У нас постепенно появились возможности для приобретения новой вычислительной техники и модернизации отопительной системы в главном корпусе, мы стали понемногу благоустраивать территорию техникума и т.д.
Но тут нас ожидал новый удар – с 1 января 2006 года все учебные заведения, согласно новому закону, должны были начать платить налоги на имущество и землю. Естественно, для госучреждений, получающих деньги из бюджета, это было простым (и довольно бессмысленным) перекладыванием их из одного государственного кармана в другой карман того же государства. Но для нас… для нас это было очередное испытание на выживание. Пришлось напрячься и создать еще одно малое предприятие, используя оборудование и станки механических мастерских для производства светильников и торшеров. Кроме того, решили потесниться и сдать в аренду весь второй учебный корпус для организации частной школы «Сафинат», а также в вечернее время сдавать в аренду спортивный зал. Свою лепту стал вносить и наш спортивный клуб «Золотой Дракон», который начал на платной основе обучать молодежь тонкостям рукопашных боев различных стилей. Техникуму существенную спонсорскую помощь долгое время оказывал генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта А. М. Хархаров, за что наш коллектив искренне ему благодарен.
Всё это позволяло как-то держаться на плаву, но постепенно начало нарастать давление со стороны так называемых «контролирующих» органов: пожарных, санэпиднадзора, УБЭП, налоговой инспекции КРУ и др. Под их напором пришлось сначала прекратить производство ручных ковров, через полгода мы вынуждены были остановить производство мягкой мебели, затем настала очередь светильников… Последними пали малые предприятия по ремонту квартир – их просто задавили бесконечными финансовыми проверками, а руководивший работой МП заместитель директора по организации практики З. С. Абрамов от греха подальше эмигрировал на историческую родину — в Израиль, хотя работал он честно и никакими махинациями не занимался. Перед отъездом с искренней болью сказал нам, что работать в таких условиях, соблюдая букву закона и не переходя на сложившуюся систему «подогрева» проверяющих, практически невозможно. Посоветовал найти какой-то иной выход из положения.
После долгих и мучительных поисков выход вроде бы был найден: решили сдать имущество техникума в концессию другой (негосударственной) организации, оговорив совместное использование имущества концессионером и техникумом при условии оплаты всех расходов техникума концессионером. Через Минимущества РД официально был объявлен конкурс, в нем приняли участие три негосударственные организации. С соблюдением всех мыслимых и немыслимых юридических тонкостей конкурс провели, победителем было официально признано НОУ ВПО «Социальный университет». Все были рады, надеялись, что скоро закончатся наши мытарства, однако…
Через некоторое время изощренно дали понять, что существуют некие «неписаные» правила, согласно которым, должны быть соблюдены личные интересы чиновников, от которых зависит оформление итоговых документов концессионного конкурса. Через три месяца после официального объявления итогов, так и не получив документов, наш коллектив отказался от этой идеи, поскольку стало ясно, что без «подогрева» ничто с места не сдвинется и бумаги не будут оформлены.
Тогда я обратился к ректору ДГИНХ профессору Г. А. Бучаеву (к старинному другу своего покойного отца) и попросил помочь сохранить для Дагестана единственный в республике и на всем Северо-Восточном Кавказе строительный техникум, имеющий славную историю и традиции. Изложил ему суть ситуации, и он, не задумываясь, предложил слить два учебных заведения ради спасения техникума. Это был поистине государственный подход, и наш коллектив с благодарностью поддержал предложение. Обратились вместе с Г. А. Бучаевым к первому Президенту Дагестана М. Г. Алиеву и немедленно получили его согласие…
Так Махачкалинский техникум строительства и экономики в октябре 2008 года стал Техникумом строительства ДГИНХ, а с 1 сентября 2015 года он называется Строительным колледжем ДГУНХ.
Магомед Магомедов,
проректор ДГУНХ | г. Махачкала