Любые юридические явления необходимо исследовать в контексте его исторического аспекта по критерию естественного вектора развития. В данном случае вполне применим цивилизационный метод как общенаучный и формально-юридический метод как специальный, чтобы в принципиальном плане не выходить за рамки действующих Конституции РФ и Конституции РД.
В этом ракурсе уже появляется особенность, коренящаяся в понятии Кавказская правовая цивилизация, начинающая свой отсчет с времен Ноя (коранического Нуха), что кстати отражено даже в самоназвании некоторых народов Северного Кавказа. В основе этой цивилизации лежит адат, как нечто сложившееся по божественной воле и апробированное поколениями кавказцев на протяжении тысячелетней истории. Адат выступил впоследствии и как источник шариата, который в нашем регионе продолжил традицию единобожия и поднял местные народы на новый уровень цивилизации и цивилизованности.
Таким образом, на протяжении веков местное самоуправление в Дагестане основывалось на адатно-шариатской правовой базе, а его политической формой являлся джамаат, который эффективно противостоял квазифеодальному праву местных владетелей, сохранял свободу и независимость горцев, поддерживал в них веру в справедливость и стимулировал чувство Совести, которое материализовалось в образе жизни, признаваемом цивилизационным шедевром, т.е. это было искусство выживания в суровых условиях гор и постоянной угрозы экспансии во времена колониальных устремлений держав.
На этой основе было построено уникальное государство Имамат, которое вызывает неподдельный интерес у кавказоведов всего научного мира, так как продемонстрировало сверхэффективность в смысле мобилизации населения для решения насущных проблем местной жизни и ведения войны за свободу и независимость.
Следующей глобальной страницей в становлении местного самоуправления стало вхождение Дагестана в состав Российского государства, которые с точки зрения цивилизационного метода надо рассматривать в духе исторической амбивалентности как взаимодействие, взаимовлияние и взаимопроникновение двух цивилизаций. Военно-народное управление, введенное в Дагестане российским правительством, несмотря на явные колониальные устремления, было попыткой правовой адаптации двух уровней цивилизаций. В этом смысле, вхождение края в состав Российского государства выглядит как вполне положительные эволюционные явления, которое, безусловно, повлияло на местное самоуправление, придав ему дополнительные особенности, такие как, например, сочетание российского государственного права с шариатом и адатом.
С 1917 года стал осуществляться советский проект, который придал Дагестану статус государственной автономии со всей соответствующей атрибутикой. Местное самоуправление советского типа было идеологизировано, политизировано и рассматривалось как неотъемлемое продолжение государственной политики при направляющей силе коммунистической партии. По этому вопросу продолжается научная и общественная полемика: была ли советская утопия конструктивной или она оказала деструктивное влияние на развитие огромной страны в форме квазизападного права. В этой полемике фактом остается то, что советский проект не был завершен.
Развал Советского Союза имел глобальный резонанс, влиял и влияет и на сопредельные страны и государства, в частности на Казахстан и Афганистан. Пример постсоветской России парадоксальным образом показывает, что собой представляет действие западной правовой традиции в незападной стране. Этот поучительный пример надо воспринимать в режиме оксюморона.
Конституция РФ 1993 года республику определяет как государство и местному самоуправлению позволяет решать насущные жизненные вопросы с учетом исторических и иных местных традиций. Получается, что местные интересы могут не совпадать с интересами государства и всего союза. Конституция РД принятая в 2003 году, по сути, дублирует Конституцию России 1993 года и подтверждает это обстоятельство.
Получается, что мы разные, но мы вместе и в этом наша сила. Державность России должна основываться на идее в смысле стратегии развития государства огромной страны, которой не выжить без эффективного местного самоуправления. Эта идея не может быть государственной или обязательной (это запрещает действующая Конституция), она должна возникнуть как конкурентоспособная в режиме идеологического многообразия, её авторами могут выступить представители научной и образовательной элиты, ощущающие себя россиянами, например, дагестанского происхождения.
Местное самоуправление Дагестана сегодня имеет ряд проблем в смысле формирования местной власти и коррупции. Решение этих проблем должно происходить в правовом поле и по принципу: двигаться вперед, глядя назад…
Рамазанов Ахмед Хидирович.
Заведующий кафедрой истории государства и права Дагестанского государственного университета, доктор исторических наук, профессор. Заслуженный работник вышей школы РФ, Заслуженный деятель науки РД, член Российской академии юридических наук, председатель Дагестанского отделения Российского историко-правового общества.