13 июля в редакции газеты «Молодежь Дагестана» состоялась пресс-конференция ректора Дагестанского государственного университета Муртазали Рабаданова.
В рамках встречи были затронуты темы не только приемной кампании университета, но и состояние образования в республике:
«Если говорить об университете, то этот год для нас юбилейный, нам исполняется 85 лет. Хочу сказать, что на протяжении этих лет ДГУ играл важную роль в становлении образования, науки и вообще интеллигенции в Республике Дагестан. И, несмотря на то, что в истории университета были разные периоды — и хорошие, и не очень — тем не менее, и для нас это очень важно, к юбилею мы подходим как центр образования и науки РД. Задача у нас одна – повышение качества образования.
В 2008 году мы проанализировали все параметры, которые влияют на качество образования. Это материально-техническая база, квалификация профессорско-преподавательского состава, информатизация вуза, уровень научных исследований и уровень коррупции в том числе. После тщательного анализа по всем этим параметрам была начата адресная работа. И на сегодня по всем показателям мы имеем ощутимую положительную динамику. Кроме того, мы провели оптимизацию структуры университета таким образом, что у нас сейчас идет подготовка специалистов по семи областям образования из девяти. Мы не охватываем военное дело и медицину».
Далее, говоря об оптимизации работы вуза, ректор рассказал о некоторых структурных изменениях: «Мы довольно резко уменьшили блок, связанный с областью образования – науки об обществе. То есть стали меньше выпускать экономистов, юристов и управленцев. И увеличили за счет этого остальные направления.
Очень серьезное внимание мы уделяем академической мобильности. Это связано с целым рядом факторов. Очень много проблем с общим образованием. Абитуриенты дагестанских вузов — это выпускники наших же школ, и несмотря на какие-то бравые заявления минобрнауки по сдаче ЕГЭ, все же уровень поступающих оставляет желать лучшего. И тут, на мой взгляд, больше оснований для пессимизма, результаты только подчеркивают те системные проблемы, которые у нас накопились в общем образовании.
Я специально анализировал после приемной кампании, сколько у нас студентов из других регионов. Оказалось 1,5%. И даже они — этнические дагестанцы. Для сравнения скажу, что в вузах средней полосы России, например, в Воронежском университете 30 – 40%. Понятно, что такая ситуация сложилась по ряду факторов, в том числе и общественно-политического характера, но тем не менее.
Поэтому мы придаем большое значение тому, чтобы наши студенты и молодые преподаватели могли выезжать в другие ведущие вузы и научные центры. Причем мы делаем это на свои внебюджетные средства. В прошлом году по пятидесяти грантам наши магистры и старшекурсники бакалавриата смогли выехать в ведущие российские вузы.
Кроме того, мы приглашаем к себе ведущих профессоров и преподавателей для чтения лекций в ДГУ. И эта практика себя оправдывает. Многие знают, что наш выпускник физического факультета Заур Алисултанов в 27 лет защитил докторскую диссертацию. Один из профессоров Института общей физики РАН, которого мы пригласили к себе, заметил Заура во время его защиты дипломной и пригласил к себе в аспирантуру. Он поехал — и вот результат. Защитил кандидатскую за 2 года, приехал и работает у нас на кафедре теоретической физики, а также в Институте физики. Это как раз один из результатов выстроенной нами системной работы».
В ходе встречи присутствующие задавали ректору ДГУ различные вопросы. Среди прочего журналисты интересовались тем, что на уровне слухов муссировалась тема присоединения к ДГУ университета народного хозяйства. Отвечая на этот вопрос, Муртазали Рабаданов пояснил, что основа для такого рода слухов всё же была:
«Министерство образования и науки РФ объявило конкурс на создание опорных вузов по регионам. Это была специальная программа, которая, к сожалению, не в полной мере прошла в соответствии с планами.
Так вот, было объявлено, что вузы, объединяющиеся в рамках этой программы, получат дополнительное финансирование и в каждом регионе будут созданы такие опорные вузы. Обязательным условием являлось, чтобы слияние происходило на основе решений ученых советов объединяющихся учебных заведений, чтобы избежать возможных конфликтных ситуаций. Плюс формальное одобрение руководства региона.
Мы решили участвовать в этом конкурсе и на базе ДГУ создать такой опорный вуз, осуществив при этом слияние с ДГУНХ. Было принято соответствующее положительное решение на ученых советах обоих вузов, и Рамазан Гаджимурадович эту инициативу поддержал. Но проблема в том, что университет народного хозяйства – региональный вуз. Минобр РФ решило, что на первом этапе программы будут рассматриваться вопросы объединения только федеральных вузов. Хотя в положении конкурса такое четкое разграничение не оговаривалось.
Ну, возможно, и кризис привнес свою лепту в такого рода решение. Ведь одна из основных задач объединения — сократить количество вузов-получателей федеральных средств, а в случае слияния с региональным вузом расходы увеличиваются. Поэтому из предполагаемых 15 вузов на первом этапе было отобрано только 11. Посмотрим, как второй этап запустят. Уже говорят о том, что, возможно, не в каждом регионе будет создаваться такой опорный вуз».
Отвечая на вопрос об уровне коррупции в стенах ДГУ, Муртазали Рабаданов поделился тем, какие меры противодействия этому проявлению ведутся в вузе: «Этому вопросу мы уделяем особое внимание. У нас на протяжении ряда лет идет неуклонное снижение показателей такого рода проявлений. Об этом свидетельствуют опросы, которые проводим у нас среди студентов. Кроме того, мы убрали систему допусков и недопусков к зачетам и экзаменам, которую было сложно контролировать. Я — сторонник такого подхода: «То, что невозможно контролировать, нужно убирать».
Также в ДГУ работает система «Деканат», позволяющая отслеживать успеваемость каждого студента в любое время. Каждый родитель, зная фамилию и номер зачетной книжки студента, может наблюдать текущие и итоговые оценки за семестр. Соответственно, обладая такой информацией, мы можем анализировать учебный процесс и контролировать всякие проявления коррупции. Отслеживая и сравнивая текущие оценки с итоговыми, анализируя, как у данного преподавателя учатся студенты, мы снижаем эти риски.
Вместе с тем нами периодически проводится анонимное анкетирование «Преподаватель глазами студента». Первые семь вопросов анкеты — студент по пятибалльной системе оценивает работу преподавателя по различным критериям. Три оставшихся вопроса в форме «да – нет». И среди них вопрос «Хотите ли вы, чтобы этот преподаватель вел у вас занятие и т.д.?» Если меньше 50% студентов хотят, чтобы тот или иной преподаватель вел занятия, он автоматически попадает в «черный список». Это означает, что контракт с ним не будет продлен».
Были заданы и другие вопросы, интересующие в том числе и потенциальных абитуриентов.
Магомед Маматоколов