Недавно общественность республики отмечала второй приезд скандально известного блогера Варламова в Дагестан. В прошлом году он здорово взбаламутил дагестанское блогерское и неблогерское сообщество своими «красочными» фоторепортажами из Махачкалы.
Столица Дагестана была показана во всей своей «красе»: экология города побила все рекорды как самый «грязный город России». После определения московского блогера звание «самого лучшего города» России времен амировской эпохи звучит откровенным издевательством и над здравым смыслом, и над всеми здравыми тварями. Причем есть твари Божьи, а есть просто твари. И они делятся на две категории: твари коррупционные, которые не создают надлежащих условий для поступательного экологического движения мегаполиса и всей республики; и вторые — твари, которые где жрут, там, простите, и… Ну, вы поняли.
Это звание Махачкалы Варламов подтвердил и этим летом. (Звание самого грязного города, где живут самые наплевательски относящиеся к экологии своего пространства люди-существа). Попутно он проехался и по другим городам республики: Каспийску, Избербашу, Дербенту. Кстати, Каспийск, по сравнению с Махачкалой, был отмечен как более или менее благополучный город. Нам может не нравиться одуванообразная прическа «вредного» блогера, мы можем закидать его нелицеприятными отзывами и обзывать (это мы умеем), оправдываясь тем, что есть и красивые места (есть и грязнее города), что «сам дурак» и всё такое. От этой словесной «халвы» Махачкала краше не становится. Но обличительный фоторепортаж московского товарища вскрывает язвы общества, а вместе с тем и показывает всему Интернет-сообществу, что мы: а) не смогли до сих пор в Махачкале наладить стройную систему вывоза ТБО (твердых бытовых отходов), то бишь мусора; не озаботились перспективой серьезных инвестиций в индустрию мусора; нет у нас системной мусоропереработки или даже ее контуров; б) в Махачкале не сложилась культурно-интеллектуальная городская среда; культура; личная этика; горожане действительно наплевательски относятся к тому, на что коррумпированные верхи уже наплевали давно.
Махачкала, как главный город республики, ее туристическая, если хотите, визитка, центр и полюс, не должна быть другой, кроме как чистой, уютной и благообразной. Это столица. Если мэрия и горожане это не поняли, то нужно: а) менять мэрию; б) менять население, то бишь всех не понимающих наказывать рублем и лишением свободы. Наплевал, насорил, нагадил – плати, не можешь — в кутузку. Только так, и никак не иначе. Если люди не привыкли жить при демократии и ее воспринимают как вседозволенность, им нужно устроить «маленький фашизм». Нацисты расстреляли пару безбилетников в берлинском общественном транспорте, после чего «зайцы» исчезли как класс. Но мы расстреливать не будем, а будем жестко приучать. Хотя будем ли (что я отвечаю за муниципалитет…)?
Компании, которые берутся за якобы вывоз мусора, придумывают себе оправдания, почему мусор после прибытия мусоровоза продолжает валяться на полу. Мэрия зашивается и задыхается, а вместе с ней и городская чистота. Почему мы до сих пор не можем отладить эту важнейшую часть городской экологии? Это вопрос отчасти ведь риторический. Не нужно цивилизованному, в двадцать-первом-веке-живущему человеку объяснять, что от мусора бывает куча болезней, мусор отгоняет туристов, а вместе с тем портит и так не ахти какой имидж. Видимо, все-таки нужно объяснять, усиливать информационную составляющую.
Я приблизительно понимаю, почему мы не сумели реализоваться в пунктах а) и б). Вся проблема в жестких, исторически обусловленных социально-психологических переформатах Дагестана, его социальной плоти, массива. Говоря ненаучным языком: за краткий исторический промежуток кидало нас в разные условия и эпохи, менялись мы, не понимали, что и как. Уздени, лаги, беки, ханы – всё смешалось в дагестанской семье. И потому все дагестанские семьи несчастливы по-своему. Но главная красная нить несчастий — в экологии чистоты. Хотя и ислам вроде за чистоту: «чистота — половина веры», «Аллах любит чистых и очищающихся» (Коран). Тем не менее, эти сакральные (и одновременно обыденные) истины пока не впитались в сознание общества.
Ну что греха таить, Махачкала постоянно: с 40-х, послевоенных лет особенно, а с 90-х гг. ХХ в. — таки особенно — переживает демографические процессы, которые затронули самое ее ядро. Не стало простого махачкалинского жителя, перековали его в особый горско-исламско-рэкетирско-босяцкий социальный тип. Он не понимает, как управлять городом так, чтобы и себе было хорошо, и людям. А по его дикому разумению, себе должно быть «очень хорошо». Он не понимает, как можно не плюнуть себе под ноги, на самый асфальт, как можно не бросить окурок и кожуру банана из летящего авто.
Когда в рейсовой «ГАЗели» взрослая женщина мне передала кожуру банана, чтобы выбросил в окно, а я отказался, она смотрела на меня, как на полного кретина. Это Дагестан, детка. И каких сыновей и внуков воспитает эта «мадам», несложно догадаться.
Мы больны – и этот диагноз практически тотальный для Дагестана; по крайней мере, в плане чистоты и порядка. Немцев из нас сделать не получается пока. Не в плане расстрелять (упаси Боже), а в плане порядка и чистоты. И не надо тут винить русского Ивана (в Москве и других городах намного чище, мягко говоря), который повернул ковчег истории дагестанской и всё тут смешал. Не надо винить персов, хазар, арабов, монголов, которые тоже тут проехались на своих лошадях. Не надо проклинать обстоятельства и плохую жизнь! Кстати, турецкий лезгин, прибывший после перестройки в присамурское село Мугерган Магарамкентского района, на родину своих предков, которые после Кавказской войны покинули отчий дом и убыли в Османский халифат, удивлялся, почему улочки села не вымощены речным самурским камнем и пребывают в грязи. Почему надо ждать указки сельсовета?
Да, признаю: нас социально-политически изуродовали, поломав вначале джамааты, которые парламентским способом управляли территориями и решали все вопросы, поломали вольные республики; потом сломали сельсоветы и исполкомы с идеологическим руководством партии. И сейчас мы, бедные люди, ждем, пока нам скажут, как жить. Только нет тех, кто скажет. Иных уж нет, а те далече.
Вот и живем, как твари. Только далеко не Божьи. Потому что Бог у нас по пятницам и внутри мечети. А в остальное время мы мало чем отличаемся от приматов. Хотя страшно обижаемся на теорию Чарльза Дарвина. В этом экологическом хаосе мы — грязные пятна, вроде разумные, но без покаяния и самоосознания. Ислам нас не научил главному – экологическому здравомыслию. И это печально…
Продолжение следует…
Ханжан Курбанов | г. Махачкала