Туризм позволяет зарабатывать честно и открыто «белые» деньги. Очень важно донести это до наших людей, считает замдиректора махачкалинского филиала Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТИС) Виктор Даитов. В Дагестане родители больше ориентируют своих детей, будущих студентов, на работу в сфере медицины, системе правоохранительных органов, а также на трудоустройство по экономическим специальностям, которые считаются более престижными. Не всякий отдаст своего ребенка постигать премудрости профессии, связанной с туризмом и гостеприимством.
Корреспондент «Молодежки» попытался выяснить, где и сколько специалистов для туристской индустрии готовят в Дагестане. И вот что у него получилось.
«Мы обучаем по двум направлениям подготовки – «Туризм» и «Гостиничное дело». Порядка 30 человек в год мы выпускаем. Понятно, что этого недостаточно. В других вузах республики есть программы дополнительного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере туризма. Тех же самых экскурсоводов на нашей базе подготавливают достаточно много»,
— рассказал «Молодежке» Даитов.
Интерес к специальностям в туристской индустрии растет, но особенность нашего менталитета, как мы понимаем, никуда в одночасье не делась. Тот, кто хочет работать в туризме, видит, какие там есть перспективы. Во-первых, старт карьеры в этой отрасли дается проще – это намного легче, чем пойти и устроиться на работу в банк или больницу.
С учетом взрывного роста количества гостиниц и других средств размещения нужны работники, даже если у них нет соответствующего диплома. «Этот рынок пока что не насыщен. Ну и текучесть кадров там большая и связана с сезонностью работы», — говорит Даитов.
«В прошедшем учебном году было выделено 200 бюджетных мест для колледжей, которые готовят по программе среднего профессионального образования специалистов по туризму и гостеприимству. Впервые на эту программу был набор по новому образовательному стандарту. Несколько колледжей в республике готовят таких специалистов: в Дербенте колледж народных промыслов и туризма, колледж туризма и сервиса в Дагестанском государственном университете народного хозяйства, в Кизляре и Хасавюрте», — отмечает он.
Если же говорить о том, как повысить интерес к этим специальностям, то молодым людям, школьникам, студентам бывает очень интересно, когда реальные работодатели, управленцы гостиницами, директора турфирм, рестораторы рассказывают им о перспективах работы. «Мы периодически такие мероприятия проводим, насколько я знаю, и другие учебные заведения тоже», – отметил Виктор Даитов.
Многие специалисты из смежных отраслей, у кого уже есть высшее образование, например бывшие медсестры, учителя, уже попробовали себя в туризме или хотят попробовать. Они сейчас обучаются на экскурсоводов. Тем более, с этого года аттестация экскурсоводов будет обязательной.
«Этот рынок труда так легко не заполнишь, поэтому и молодежь, и взрослые потихоньку начинают это осознавать и идти в туризм», — уверен Даитов.
Сколько все-таки нужно специалистов?
Ответ мы получили в министерстве туризма и народных художественных промыслов республики.
На 2024 год потребность республиканского рынка труда в специалистах туристической отрасли по специальностям «туризм» и «гостиничное дело» с высшим образованием с квалификацией «бакалавр» и «магистр» составила – 55 и 15 специалистов соответственно. По специальностям среднего профессионального образования «туризм» и «гостиничное дело» – 120 специалистов. В реестре минтуризма республики 106 аккредитованных экскурсоводов-гидов и гидов-переводчиков.
«В связи с тем, что сфера туризма развивается и увеличивается число вовлеченных в отрасль, повышается спрос на подготовленные кадры в индустрии туризма и гостеприимства»,
— заявили в пресс-службе министерства.
Оказывается, быть экскурсоводом (гидом) — дело нелегкое. Такие люди должны соответствовать требованиям ГОСТа (см. справку в конце материала), иметь соответствующее образование (высшее, среднее профессиональное или дополнительное профессиональное).
В Дербенте в прошлом году случились два крупных скандала из-за непрофессиональных экскурсоводов. В июне 2022 года в крепости Нарын-Кала девушка-гид, рассказывая об истории города, называла императора Павла – Павлушей, Александра I – Лешей, а археолога Александра Кудрявцева – Сашкой. Руководство Дербентского музея-заповедника извинилось за произошедшее и пообещало принять меры «по недопущению впредь подобных случаев». Сама девушка тоже публично попросила прощения. Но в октябре в социальных сетях разлетелось видео с другим экскурсоводом из Дербента. Он излагал свою версию происхождения населения Дербента. «Не было тогда ни Дагестана, ни Азербайджана, когда мой народ уже здесь был», — утверждал он. После этого Дербентский музей-заповедник аннулировал его аттестат экскурсовода и расторг с ним договор.
Минтуризм Дагестана каждый квартал проводит аттестацию экскурсоводов. Последняя в прошлом году аттестация была в декабре, тогда из 60 человек только 18 прошли тестирование. Вопросы для гидов составляет Российский государственный университет туризма и сервиса. Следующая аттестация запланирована на февраль 2024 года.
Среднее звено
Если выпускники вузов могут работать управленцами в гостиницах, ресторанах и туристических фирмах, то выпускники средних профессиональных образовательных учреждений могут быть менеджерами среднего звена или работать в качестве обслуживающего персонала.
Колледж народных промыслов и туризма в Дербенте в этом учебном году планирует выпустить 35 специалистов по направлениям «туризм» (20 человек) и «гостиничное дело» (15 человек), сообщила «Молодежке» заместитель директора колледжа по учебно-производственной работе Арзу Сурхаева.
Таких специалистов в колледже начали готовить в 2019 году и ежегодно в среднем у них 25–30 выпускников. Обучение у них по всем специальностям бесплатное, за счет республиканского бюджета.
«Если раньше приходилось очень долго объяснять абитуриентам, что это за направления, то сейчас они целенаправленно поступают на туристические специальности. В следующем году планируем набрать до 50 человек»,
— сказала Сурхаева.
А вот колледж туризма и сервиса при ДГУНХ, который был открыт летом 2023 года, собирается выпустить 138 специалистов по направлениям «коммерция» и «технология приготовления продукции общественного питания». Такие специальности тоже нужны в сфере туризма, отметила директор учебного заведения Айна Сеидова. В следующем учебном году будет набор по программе «Туризм и гостеприимство», план по количеству студентов еще не определен.
«В сентябре мы открываем образовательный кластер «Туризм и сфера услуг». Ядро кластера – это наш университет. Мы получили грант в размере 70 млн рублей, сейчас разработали дизайн-проект, готовим образовательные программы, — рассказала Сеидова. — Будем обучать студентов по ускоренной программе на один год. Это позволит выпускникам быстрее выйти на рынок труда. У нас будет девять зон: гостиница, ресторан, кондитерские и поварские цеха, магазин, чтобы студенты могли выполнять работу, практиковаться, будут лаборатории и туристическая фирма, а также туристическое агентство. Все это на базе ДГУНХ (ул. Гайдара Гаджиева, 20)».
К слову, в 2022 году республику посетили 1,5 млн туристов. В 2023 году турпоток, по сообщению минтуризма республики, составил 1,75 млн туристов. Цифры, за которыми кроется многое, в том числе и количество экскурсоводов и людей, работающих в туристической отрасли на других специальностях. Так как кадровый потенциал — это базис любой отрасли, тем более такой перспективной для республики, как туристическая, следует ожидать еще больший рост внимания к теме подготовки кадров для дагестанского туризма.
Экскурсовод (гид) должен знать:
- законодательные и иные нормативные правовые акты РФ в сфере туризма;
- нормативные документы организаций, регламентирующие осуществление экскурсионной деятельности;
- историю, культуру и географию региона;
- объекты туристского показа и достопримечательностей в контексте истории, географии и культуры;
- экспозиции музеев и культурных центров;
- принципы организации и методики проведения экскурсий;
- содержание и правила проведения экскурсий;
- иностранный язык в рамках проведения экскурсий на иностранном языке;
- деловой протокол и этикет;
- теорию межличностного общения;
- технику публичных выступлений;
- основы психологии;
- правила работы с экскурсантами (туристами) на маршрутах (пеших, транспортных и комбинированных, городских и загородных);
- правила поведения экскурсантов (туристов) на транспорте;
- правила оказания первой доврачебной помощи;
- схему действий при наступлении чрезвычайных ситуаций;
- правила оформления документов и составления отчетов;
- основы экономики и управления, организации труда;
- основы трудового и миграционного законодательства;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
Шамиль Абдуллаев