В среду, 31 января, на заседании Совета при главе Дагестана по науке и образованию одних «ударили кнутом», другим – «протянули пряник». Комфортно было не всем. Зато учителям, не переставая, возносили хвалу. Даже сказали, что они заслуживают зарплаты в 100 тысяч рублей и снижения на них нагрузки. Подробнее об этом и о том, почему некоторых старшеклассников нужно переводить в интернаты, — в нашем материале.
Совет заседал в Республиканском центре образования в Каспийске и был посвящен подведению итогов Года педагога и наставника в Дагестане. Кроме представителей сферы образования со всей республики, в зрительном зале сидели мэры городов и районов, общественные деятели, депутаты.
Но перед тем как пройти в актовый зал, где зачитывались доклады о состоянии системы образования, участники посмотрели выставки и мастер-классы образовательных учреждений и детско-юношеских движений «Юнармия», «Движение первых» и т. д.
Будут прорабатывать
Стоя у трибуны в актовом зале, глава Дагестана Сергей Меликов назвал профессию педагога «великой». Традиционно эпитеты для учителей «через строчку» шли в докладах всех выступающих.
Но с каждым годом, был вынужден признать глава республики, «мы наблюдаем нехватку педагогических кадров». И это — несмотря на величие профессии.
«С учетом вновь вводимых школ этот дефицит будет только расти. Поэтому необходимо привлекать в педагогические вузы творческих, способных, активных абитуриентов, которые по окончании вузов придут работать в школы и детсады»,
– подчеркнул он.
Проблему дефицита Меликов связал с «невостребованным сегодня для будущих учителей уровнем зарплаты» и призвал искать «иные источники, формы для стимулирования работы педагогов». К таким формам, в том числе, было отнесено премирование.
Меликов призвал муниципалов обратить внимание на возможность заключать договоры о целевом обучении в педвузах, чтобы потом выпускники приезжали на работу в районы, села. Невозможно, сказал глава РД, обеспечить сокращение возрастающего дефицита учителей только за счет программы «Земский учитель».
«Я вам говорил, уважаемые коллеги, тот резерв, который я вам предлагаю иметь в своих бюджетах, в том числе можно направлять на стимулирование таких востребованных и нужных для нас профессий», – подсказал глава, откуда деньги брать.
Работу по поддержке педагогов, также упомянул Меликов, «мы планомерно проводим с 2021 года и будем продолжать». Среди мер поддержки он перечислил учреждение конкурса на присуждение премий лучшим учителям, по итогам которого 100 учителей получают премии; увеличение призового фонда за победы и призерство педагогов в крупных профессиональных конкурсах.
«Не можем мы сегодня учителю дать зарплату в 100 тысяч рублей. Заслуживает, но не можем», – сожалел глава Дагестана.
Дефициты – продолжение
Глава минобра Дагестана Яхья Бучаев тоже пообещал продолжить «практику увеличения материального и нематериального стимулирования педагогов, начатую в 2023 году». По его словам, в 2023 году на федеральном и региональном уровнях были внедрены новые меры материальной поддержки в рамках всероссийских профессиональных конкурсов педагогов.
Министр подчеркнул очевидность проблемы дефицита учебников. «При общей потребности на наш контингент учащихся – 9,5 млн экземпляров, на начало 2023 года в наличии в школах республики было лишь 6,5 млн экземпляров, из которых в соответствии с действующим федеральным перечнем учебников пригодными к использованию были лишь 1,2 млн», – услышал зал.
Причиной этому, сказал выступающий, стал рост количества учащихся за последние пять лет более чем на 100 тыс. человек. Такого роста, отметил Бучаев, нет ни в одном субъекте России. Причинами дефицита также были названы частая смена входящих в федеральный перечень учебников и существенное подорожание их стоимости.
«Почти в два раза за пять лет, что не позволяет, конечно, в условиях дефицита бюджета закупать их в необходимом количестве», – уточнил министр.
Был обозначен формальный подход к организации внеурочной деятельности в некоторых школах. Бучаев, обращаясь к муниципалам, назвал это недопустимым.
Также он сообщил, что анализ диагностики профессиональных дефицитов педагогов, который был проведен в 2023 году, показал их недостаточно высокие профессиональные компетенции.
«По данным диагностики профессиональных дефицитов, из 8591 педагога начальной школы только 12% педагогов обладают необходимыми профессиональными компетенциями», – сообщил докладчик. Следствием непрофессионализма педагогов, подчеркнул он, являются низкие образовательные результаты детей. Это, по словам министра, может привести к заниженной самооценке учащихся и неуверенности в своих способностях на следующих уровнях образования.
Ради повышения качества образования в 2024 году министерство намерено ликвидировать профдефициты учителей за счет их «активного вовлечения в работу методических объединений, творческих групп, мероприятий по обмену опытом, конкурсов, фестивалей». Начнут с учителей начальной школы.
В республике, отметил выступающий, наблюдается острая нехватка квалифицированных управленцев в системе образования.
«Министерством со всеми муниципалитетами к началу 2023 года завершено заключение соглашений о единой кадровой политике в сфере образования. В рамках соглашения в аттестации приняли участие 658 руководителей образовательных организаций, из них прошли аттестацию 538 человек, не прошли – 120, или 18,2%. Это при всем при том, что процедура, учитывая, что это первый год, проводилась максимально лояльно»,
– сообщил Бучаев.
В 2023 году минобр РД впервые провел республиканский конкурс для формирования резерва управленческих кадров, по итогам которого были определены 35 победителей. Этот конкурс министерство планирует проводить ежегодно.
«Прошу глав муниципалитетов учитывать результаты этого конкурса при подборе управленческих кадров в сфере образования. Из всех муниципалитетов только в Каспийске победителя конкурса назначили директором школы», – сказал Бучаев.
Потребность в педагогических кадрах он назвал стабильно высокой. На сегодняшний день, по официальной статистике, дефицит составляет более 200 педагогов. «До 2030 года, – подчеркнул докладчик, – мы ожидаем потребность еще в более 2 тыс. педагогов в связи с вводом новых школ и детских садов».
Рассказал министр и о низком качестве образования в малокомплектных школах. В республике 1404 школы, из них 480 – малокомплектные. Почти все они расположены в селах. В них обучается 20326 человек.
«Анализ результатов государственной итоговой аттестации за последние пять лет, – продолжил министр, – показывает низкое качество преподавания основных школьных предметов в малокомплектных школах, наличие у большинства педагогов профессиональных дефицитов».
Часто в таких школах один учитель дает уроки по разным предметам. Такая многофункциональность – одна из причин плохого качества образования. Также в таких школах, отметил Бучаев, практически отсутствует внеклассная работа.
В целях спасения учащихся малокомплектных школ министерство с 2024 года решило с согласия родителей переводить их в интернаты. Речь идет об учениках 10 и 11 классов. В интернатах, сказал министр, «возможно создание должных условий для обучения и воспитания».
Одним из основных докладчиков была и председатель комитета по образованию и науке НС РД Елена Павлюченко, чье заявление о снижении бюрократической нагрузки на учителей должно было этих самых учителей очень обрадовать.
«С 1 сентября 2023 года строго ограничен перечень отчетных документов, которые были вынуждены заполнять учителя, что позволило устранить излишнюю документационную нагрузку на учителей, позволило им заниматься своими прямыми обязанностями: образовательным и воспитательным процессом», –сообщила депутат.
После принятых изменений в законодательстве, по ее словам, во все муниципальные управления образования были разосланы памятки, которые содержали в себе «четкий перечень документов, которые должны готовить учителя». Но, подчеркнула Павлюченко, во многих муниципалитетах «наблюдается отклонение от соблюдения этого законодательства».
«Прошу вас обратить на это внимание», – услышали муниципалы в свой адрес.
Из зала…
В начале текста мы сказали, что не все на заседании Совета чувствовали себя комфортно. Во время выступления Бучаева Меликов сначала отчитал, а потом попросил выйти из зала Фермана Ахмедбекова, начальника управления образования Рутульского района.
Напомним, недавно на одном из федеральных каналов вышел репортаж об ужасном состоянии школы в селе Шиназ. Сообщалось, что часть школы снесли, а новую не построили, поэтому дети вынуждены учиться в холодных кабинетах. Меликов несколько раз спросил у Ахмедбекова, почему школу снесли до начала строительства новой.
«Вы что сделали, как начальник управления образования, для того, чтобы создать комфорт для детей? Вы там есть, который за все это отвечает»,
– спрашивал глава Дагестана.
Меликов поручил провести в отношении Ахмедбекова проверку, а по итогам принять кадровое решение. Дальнейшую работу Совет продолжил без Ахмедбекова.
Амина Магомедова