Дагестан испытывает дефицит в педагогах-психологах
Проведенное в прошлом году в Дагестане социально-психологическое тестирование учащихся показало, что дети, совершившие суицид, находились в депрессии. Об этом «Молодежке» рассказала руководитель Центра воспитания, психологии и педагогики ДИРО доцент, кандидат психологических наук Гульжан Тажудинова. Среди несовершеннолетних, также сообщили изданию, стали популярны самоповреждения (селфхарм). Самоповреждение можно расценивать как способ вытеснения эмоциональных проблем физической болью или подчеркнуть свою приверженность к некой субкультуре.
Во вторник, 12 марта, в Дагестанском институте развития образования (ДИРО) проходило расширенное заседание Координационного совета по развитию психологической службы в системе образования. В него входят лучшие педагоги-психологи республики. Собрались в расширенном составе, объяснила «Молодежке» Гульжан Тажудинова, так как различные виды девиантного поведения среди подростков «имеют тенденцию повторяться».
«Заседание было посвящено участившимся случаям суицида. Три случая за короткое время: с конца 2023 года и начала 2024 года»,
– отметила Тажудинова.
Всего в прошлом году было два случая суицида.
Ежегодно по всему Дагестану проводится социально-психологическое тестирование обучающихся (СПТ). В него вовлекаются дети с 13 до 18 лет. Министр образования и науки Дагестана Яхья Бучаев взял проведение СПТ под личный контроль, говорит Тажудинова. Он добивается 100% охвата детей этим тестированием. Раньше оно было направлено на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Психологи выявляли склонность ребенка к употреблению запрещенных веществ в определенных условиях. С 2023 года, по словам собеседницы, тестирование расширили, добавив в него вопросы на выявление других видов девиантного поведения, в том числе суицидального настроения, буллинга и т. д.
Двое из троих детей, совершивших в упомянутый выше период суицид, показали результаты тестов 2023 года, находились в группе риска, «просили обратить на себя внимание».
«После трагических случаев мы обратились к этим тестам, и обнаружилось: один из этих детей по результатам теста находился в депрессии. Это тоже звоночек. Другой был в зоне высокого риска. Их нужно было контролировать, помочь им выйти из трудной жизненной ситуации. Где-то недоработали родители, где-то недосмотрели педагоги-психологи»,
– отметила психолог.
Она подчеркнула необходимость тестов и обязательной психологической работы с детьми на основе их результатов.
Нелучшее предложение
Несмотря на возрастающую необходимость в педагогах-психологах, говорят специалисты, республика испытывает их дефицит. Всего в школах и ссузах Дагестана работают 1150 педагогов-психологов. Число вакантных должностей в школах, как сообщили изданию в ДИРО, составляет 55, в ссузах – «психологи есть во всех».
Число 55 немного смущает, так как, по утверждениям наших собеседников, в сельских школах педагогов-психологов «почти нет», а если в каких-то и есть, то они работают не на полную ставку. По последним данным, в Дагестане функционируют 1404 школы (и 54 ссузов), среди общего числа по количеству преобладают сельские школы. Исходя из этого, республика должна нуждаться не в 55, а в большем количестве школьных психологов.
Закон «Об образовании в РФ» говорит, что психолого-педагогическая помощь детям, которые в ней нуждаются, должна быть оказана в образовательной организации школьными психологами. Из этого следует, что психолог должен быть в каждой образовательной организации.
Школьный психолог индивидуально работает с подростками, ведет документацию, проводит профилактическую работу, консультации для педагогов, родителей, мероприятия в классах: беседы, тренинги.
«У психолога обязанностей — непочатый край. Но, к сожалению, работа малооплачиваемая. Любая статистика вам скажет, что во всех школах не хватает специалистов, не только педагогов-психологов, но и специалистов по другим направлениям. Почему их не хватает? Потому что они из школы бегут как тараканы. В школе тяжело работать, работа неоплачиваемая, никакими социальными гарантиями не облагаемая, поэтому, конечно, наблюдается дефицит хороших специалистов», – говорит Тажудинова.
Отметим для сравнения: часовая консультация психолога-частника в Дагестане начинается от 3 тысяч рублей. Педагоги-психологи в школах республики получают зарплату ниже действующего на сегодняшний день прожиточного минимума.
В прошлом году на фоне, как официально сообщалось, участившихся случаев насилия в учебных учреждениях Минпросвещения России предложило установить норматив по количеству психологов в детсадах, школах, колледжах. Министерство подсчитало, что в детских садах должен работать один педагог-психолог на 200 воспитанников, в школах – один на 300 учеников, в колледжах – один на 500 студентов. Планируется, что соответствующий приказ Минпросвещения вступит в силу 1 сентября 2024 года.
В настоящий момент, как стало понятно из общения со специалистами, до такого норматива далеко.
«Вот в 42-й школе Махачкалы – это одна из самых крупных школ в нашей республике – имеется пять психологов. И работа поставлена довольно хорошо. Но похвастаться пятью психологами может далеко не каждая школа», – рассказала доцент.
В сельских малокомплектных школах, уверенно говорит Тажудинова, педагогов-психологов нет. Встречаются и городские школы с отсутствием таких специалистов.
«Буквально вчера (12 марта. – Прим. ред.), – подчеркнула психолог, – на координационном совете Аида Османгаджиевна (Аида Далгатова, первый заместитель министра образования и науки Дагестана. – Прим. ред.) сказала: «Штаты психологов открыты во всех школах – набирайте, пожалуйста, педагогов-психологов»».
Набрать их, вероятно, будет нелегко, учитывая непривлекательность предложения с финансовой точки зрения.
Удивленные мамы
Замруководителя Ассоциации социально-психологической службы Дагестана, отличник образования РД, педагог-психолог школы №1 Каспийска с 25-летним стажем работы с подростками Зухра Раджабова подтвердила изданию, что некоторые учащиеся, страдая от психологических проблем, осознанно причиняют себе боль. В этом году она в своей практике столкнулась с семью случаями селфхарма. У некоторых детей был рецидив, они повторили вредный опыт. Самоповреждающее поведение, говорит эксперт, чаще начинается с 8 класса и больше распространено среди учащихся 9-10 классов.
«В течение нескольких лет каждый год в моей практике встречаются дети, которые себя режут. В основном режут руки. Они вначале говорят, что это из-за проблем с учебой, а когда глубже копаешь, обнаруживаются недопонимание со значимыми взрослыми, несчастная любовь, очень жесткие разногласия с родителями. Буквально в 90% случаев причиной самоповреждения оказываются проблемы с родителями»,
– говорит Раджабова, исходя из собственной практики.
Подобные случаи, сообщили изданию, в основном встречаются в крупных городских школах. Чаще к самоповреждению склонны девочки. К этому могут подтолкнуть жесткие запреты со стороны родителей, отсутствие родительского внимания…
Рассказать о переживаниях подростка его родителям или классному руководителю педагог-психолог может исключительно с согласия самого подростка. Если он согласен, психолог приглашает родителя для беседы, в ходе которой выясняется: родители даже и не подозревают, что дети испытывают нехватку позитивного внимания, тепла с их стороны.
«Если мне удается уговорить ребенка на разговор с родителями, я приглашаю их на консультацию. Очень часто выясняется, что и они нуждаются в психологической помощи: от проблем ребенка они плавно переходят к своим. Родителям, особенно мамам, необходимо теплее относиться к своим детям, чаще разговаривать с ними, обнимать их, начиная с малых лет. А подростки уже не дают себя обнимать, в этом они напоминают колючие кактусы… Иногда мамы бывают очень удивлены, узнав о состоянии собственного ребенка», – сказала психолог.
Необходимость психологов в школах, подчеркивает Раджабова, большая. Эту необходимость испытывают и сами дети, которые по своей инициативе решаются рассказать специалисту о своих проблемах (часто это старшеклассники).
«Дети, особенно застенчивые, робкие, ищут момент, когда я одна в кабинете. Те, кто меня хорошо знает, заходят спросить, как дела, и заодно о своей проблеме рассказывают», – отметила психолог.
В подтверждение слов Тажудиновой о нехватке педагогов-психологов она отметила, что многие школы испытывают дефицит таких кадров, а в сельских школах их «в основном нет» или же они работают на 0,5 и 0,4 ставки.
В школе, где работает Раджабова, обучается 2300 человек. Фронт работы (учитывая, что педагог-психолог в 5-11 классах один, а подростковых проблем – много) у нашей собеседницы серьезный. «Поэтому работаем совместно с классными руководителями, социальным педагогом, администрацией нашей школы, родителями, так как только общими усилиями можно решать эти проблемы», – говорит она.
Тажудинова среди причин увеличения девиации среди подростков назвала и «всеохватывающее влияние гаджетов, контента из социальных сетей на умы детей».
Оторвать ребенка от гаджета, не предложив ему интересную альтернативу, сказала Тажудинова, будет очень сложно и даже невозможно. Мы поинтересовались, есть ли родители, которые с этой задачей справились.
«Есть родители, – ответила психолог, – которые очень сильно любят своих детей и свободное время посвящают им. А есть множество таких, которые сильнее детей зависимы от гаджетов. Больше времени не на развитие ребенка уделяется, а на просмотр лент соцсетей. Конечно, и ребенок, как и его родитель, захочет целый день сидеть в телефоне, а не книгу читать, уроки делать».
Очень важно, подчеркивают специалисты, увидеть проблемы подростка, помочь справиться с ними, чтобы обезопасить его от необдуманных шагов.
Амина Магомедова