Льготники в Дагестане месяцами ждут положенных им бесплатных лекарств, а некоторые вынуждены покупать жизненно важные препараты за свой счет. Дагестан в этом году потратит 2,3 млрд на закупку лекарств, но этих денег не хватит.
Минздрав Дагестана в этом году от медучреждений получил заявки на лекарственное обеспечение льготников на сумму 5,4 млрд рублей. Однако в бюджете республики 2024 года предусмотрено около 2,3 млрд рублей на лекарственные препараты. Выходит, для полного обеспечения льготников необходимо дополнительно около 3,1 млрд рублей.
«Обеспечение льготных категорий граждан лекарственными средствами — это очень сложный процесс. У нас заявки на 5,4 млрд рублей, денег нам дали 2,3 млрд. Это основной вопрос. Раньше всё обеспечивалось за счет федерального бюджета. Сейчас внесли изменение в законодательство. Люди отказываются от социального пакета, и вся эта нагрузка ложится на республиканский бюджет. У нас дефицит бюджета», — заявил замминистра здравоохранения Аздар Мирзоев на слушаниях в Общественной палате Дагестана.
Мирзоев считает, что нехватку средств на бесплатные лекарства потенциально мог бы решить отказ льготников от ежемесячных выплат в пользу положенного им набора социальных услуг. Это деньги федерального бюджета, и их можно направить на закупку препаратов.
По этому вопросу «Молодежке» дала пояснение заместитель управляющего отделением Социального фонда РФ по Дагестану Руфийна Магомедова.
В Дагестане более 402 тысяч льготников, только 34 тысячи из них выбрали для себя натуральные льготы (лекарства, медицинские изделия и продукты лечебного питания). Это 9% от общего числа льготников, что в суммарном выражении составляет около 600 млн рублей. Остальные выбрали денежный эквивалент (ежемесячные выплаты от 1578 до 3746 руб.). Если бы все льготники отказались от денежного эквивалента, то это дало бы сумму около 7 млрд рублей. Каждый льготник имеет законное право согласиться на лекарственное обеспечение или заменить его денежной суммой.
Льготник может отказаться от ежемесячных выплат в пользу набора социальных услуг, для этого ему надо написать заявление. Размер денежной выплаты зависит от группы инвалидности и стажа, пояснили в пресс-службе республиканского отделения Соцфонда.
Дело в том, что большинство льготников предпочитает ежемесячные выплаты, потому что они не могут бесплатно получить нужные им лекарства. В Дагестане хотели принять закон, запрещающий льготникам переходить на денежный эквивалент, но прокуратура республики опротестовала проект, поскольку это противоречит Конституции РФ. В то же время в Чечне, как утверждают участники совещания, такой закон давно принят и действует.
Руководитель общественной организации «Монитор пациента» Зияутдин Увайсов считает такие заявления необоснованными. В беседе с «Молодёжкой» он пояснил, что от общей суммы, выплачиваемой вместо набора социальных услуг, на закупку лекарств предусмотрено около 900 рублей. За эти деньги можно купить недорогие лекарства, и льготники предпочитают брать деньги и самим покупать, чем ждать в очередях в государственных аптеках.
«Я не говорю, что у нас всё хорошо»
Обсуждение этой проблемы инициировал помощник председателя Общественной палаты Дагестана Алибек Алиев. На совещании он показал снятое им видео из государственной аптеки, где толпа льготников стоит в очереди в ожидании лекарств. Люди рассказывают, что десятки раз приходили в аптеку, но лекарств нет.
Общественник заявил, что льготники с тяжелыми заболеваниями вынуждены месяцами ждать жизненно важных лекарств.
Минздрав объявляет закупки не в начале года, а спустя несколько месяцев.
«Я не говорю, что у нас всё хорошо, но аналогичные проблемы есть и в других субъектах, — рассказал Мирзоев. — Есть проблема с тем, что медорганизации несвоевременно подают заявку. Есть вопрос контрактации. Мы должны объявить аукцион по минимальной цене, чтобы со стороны проверяющих органов к нам не было вопросов. У нас с декабря месяца по четыре раза проводится аукцион по одному препарату. Но поставщики не выходят, они ждут свою цену. Я с ними не общаюсь, я на них никакого влияния не имею. Мы объявляем аукцион, и если никто не выходит в течение 20 дней, то проводим новый. Это значит, заново согласовываем лимиты бюджета с казначейством. На все это уходит время».
Из 2,3 млрд рублей, выделенных на 2024 год, законтрактовано почти 1,5 млрд рублей.
«Мы специально не объявили закупку всех препаратов, потому что у нас только половина средств от необходимых. Это я взял на себя ответственность проанализировать, чтобы провести какой-то анализ их востребованности. Завтра будет врачебная комиссия, какому-то больному срочно надо будет приобрести лекарство. Нам же надо оставить определенный задел, хотя бы полмиллиона рублей надо оставить, потому что есть препараты, которые стоят по 300, 400 тыс. рублей за одну упаковку», — заявил Мирзоев.
Проблемные точки
Помимо нехватки средств за закупку лекарств, есть несколько основных проблем в этой сфере, заявил «Молодежке» юрист, руководитель организации «Монитор пациента» Зияутдин Увайсов.
У Минздрава РФ есть приказ о порядке определения начальной (максимальной) цены контракта при закупке лекарств. При объявлении аукциона начальная максимальная цена бывает низкой. Если аукцион не состоялся, то региональный минздрав имеет право объявить новый аукцион и повысить закупочную цену. Дальше могут объявить третий и четвертый аукционы, пока не появится поставщик. А поставщики ждут, когда цена станет для них привлекательной. Если аукцион не состоялся, то следующий можно объявить спустя около 40 дней. Так проходит несколько месяцев, пока лекарство дойдет до больного, пояснил эксперт.
Другая проблема заключается в том, что график закупок лекарственных препаратов не публикуется в открытом доступе. Поставщики не знают, когда состоится аукцион, на какие лекарства и по какой цене. Если бы эта информация была обнародована, поставщики могли бы заранее подготовиться к аукциону. Это могло бы ускорить процесс закупки препаратов.
Иногда бывает и так, что закупается не то, что нужно. Например, закупают для диабетиков глюкометры одной фирмы, а полоски к ним закупают от другого производителя. Получается, полоски и глюкометры не подходят друг другу.
Невостребованные лекарства
Несколько дней назад пресс-служба минздрава Дагестана сообщила о закупке лекарственных препаратов, они начали поступать в аптеки. За рецептом льготники могут обратиться в поликлинику по месту жительства.
«В начале 2024 года вступили в силу новые нормативные акты по закупкам лекарственных средств. Возникла задача выработать новый механизм взаимодействия между Минздравом РД, Управлением федерального казначейства по РД и Комитетом по госзакупкам РД для возможности размещения закупок льготных лекарств. Иначе закупить препараты по закону было нельзя. В течение января 2024 года этот механизм был выработан, после чего публикация закупок Минздравом РД осуществлялась в запланированном порядке», — говорится в сообщении.
Вместе с тем минздрав продолжает настаивать на том, что отказ льготников от получения лекарств и переход их на получение денежной выплаты «является основной и серьезной проблемой в организации лекарственного обеспечения».
Сообщается, что это влечет уменьшение финансирования из федерального бюджета, а финансовая нагрузка по обеспечению таких граждан необходимыми препаратами, в том числе дорогостоящими, ложится на республиканский бюджет.
По этому вопросу вице-премьер правительства Дагестана Абдурахман Махмудов 22 апреля провел совещание с главными врачами городских и районных поликлиник, внештатными специалистами и аппаратом Минздрава РД.
«Пациент, получающий льготные лекарственные препараты, изначально относится к уязвимой категории граждан, — сказал Махмудов. — В основном эти граждане малообеспеченные и порой не могут себе позволить купить их самостоятельно. Да к тому же инвалидам и больным людям просто физически тяжело много раз безрезультатно ходить в аптеку с рецептами. Ваша задача — учесть этот аспект и своевременно обеспечить заявку на приобретение лекарственных препаратов. При этом заявка должна содержать актуальную информацию по необходимым для пациентов медикаментам. Значительные объемы остатков лекарственных препаратов в конце года, невостребованных пациентами, говорит о некачественном анализе и предварительной проработке заявки министерством. Пациент не должен ждать лекарств, а курсы лечения имеют свои ограниченные сроки. В ряде случаев задержки с поступлением препаратов — это упущения по данному вопросу со стороны самих поликлиник».
Вице-премьер Абдурахман Махмудов предупредил медиков, что этот вопрос остается на контроле у руководства республики и в ближайшее время будет рассмотрен на правительственном совещании.
По данным «Молодежки», в прошлом году было выделено 2,283 млрд рублей на лекарства и медицинские изделия для льготников, из них на закупку 2,145 млрд, на логистику – 137 млн рублей. Минздрав заключил контракты и договоры на сумму 2,145 млрд рублей. Остаток лекарств на аптечных складах, в том числе переходящих остатков за 2022 и 2023 года, — 583 млн рублей.
Позиция минздрава Дагестана
Мы также обратились в миздрав республики за комментарием по поводу обеспечения льготников необходимых им лекарствами.
Обязанность Минздрава РД при осуществлении закупок лекарственных препаратов на этапе формирования начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) устанавливать минимальное значение НМЦК вытекает из приказа Минздрава России от 19.12.2019 г. № 1064н (далее – Порядок определения НМЦК).
Пунктом 12 указанного Порядка установлено, что в случае, если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК, при проведении каждой следующей закупки заказчиком устанавливается минимальное значение НМЦК, следующее после НМЦК, на участие в закупке по которой не подано ни одной заявки.
Таким образом, как полагает Минздрав РД, потенциальные поставщики не подают заявок на участие в закупке, дожидаясь того момента, когда расчет НМЦК достигнет удовлетворяющего их значения. При этом Министерство отмечает, что по каждой несостоявшейся закупке осуществляется пересчет НМЦК, что влечет за собой значительные временные затраты.
Относительно заблаговременной публикации информации о предстоящих закупках лекарственных препаратов Минздрав РД поясняет, что потенциальным поставщикам становится известно о запланированных Министерством закупках лекарственных препаратов на этапе подготовки обоснования НМЦК, поскольку расчет НМЦК производится в результате анализа ценовых предложений, запрос на предоставление которых публикуется в единой информационной системе в сфере закупок.
Следовательно, потенциальные поставщики не лишены возможности заблаговременно начать подготовку для принятия участия в конкретной закупке, осуществляемой Минздравом РД.
Касательно закупок тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови (далее – тест-полоски) и систем контроля уровня глюкозы в крови (далее – глюкометры) отмечается, что контрактами, заключаемыми Минздравом РД, предусмотрена обязанность по безвозмездной передаче заказчику (Минздраву РД) совместимых с поставляемыми тест-полосками новых глюкометров в количестве, предусмотренном в описании объекта закупки. То есть в количестве, соответствующему количеству больных, для которых данные тест-полоски закупаются.
Однако имеют место случаи, когда от больных поступают жалобы на качество измерений, осуществляемых с помощью закупленных тест-полосок, предпочтение данными больными отдается тест-полоскам других производителей.
При этом описание объекта закупки осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поэтому Минздравом РД к объекту закупки не могут быть установлены требования, приводящие к ограничению конкуренции. Победителем электронного аукциона признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Что касается отказа льготников от получения государственной соцпомощи в виде набора соцуслуг, обсужденного на слушаниях в Общественной палате Дагестана, замминистра здравоохранения Дагестана А.И. Мирзоевым на данных слушаниях небезосновательно высказано мнение о том, что отказ льготников от получения государственной соцпомощи в виде набора соцуслуг ведет к допнагрузке на республиканский бюджет Дагестана. Согласно постановлению Правительства РФ от 11.04.2024 г. № 454 установленный с 1 февраля 2024 г. норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную соцпомощь в виде соцуслуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи для детей-инвалидов составляет всего 1211,3 рублей.
Денежная компенсация в указанном размере не обеспечивает полноценного лечения хронических заболеваний, требующих дорогостоящего лечения, определенной части льготников, отказавшихся от получения государственной соцпомощи в виде набора соцуслуг.
Льготники, в отношении которых предусмотрена государственная соцпомощь, нуждающиеся в лечении дорогостоящими препаратами, отказавшись от указанной помощи, получают такое лечение за счет дефицитного регионального бюджета, из которого осуществляется финансирование лекарственного обеспечения граждан, не имеющих право на получение государственной соцпомощи в виде набора соцуслуг.
Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов РФ определяется на основании методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение указанных выше расходов.
Минздравом РД распределение лекарственных препаратов, закупленных в рамках льготного лекарственного обеспечения граждан на территории Дагестана, осуществляется, в том числе через аптеки частной формы собственности на основании договоров, заключенных с ними ГАУ «Аптечное управление Министерства здравоохранения РД» (подведомственно Минздраву РД). Это позволяет обеспечить получение гражданами льготных категорий необходимых лекарственных препаратов в аптеках, находящихся вблизи медицинских организаций, к которым они прикреплены.
В части необходимого объема финсредств для осуществления лекарственного обеспечения льготных категорий граждан на территории Дагестана в 2024 году Минздрав РД сообщает, что с учетом числящихся в регистре граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, необходимый объем финансовых средств для их обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания составляет свыше 7,5 млрд рублей.
Между тем объем финансовых средств, необходимый для покрытия заявленной на основании обращений граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, подведомственными Минздраву РД медицинскими организациями потребности в 2024 году, составляет свыше 5 млрд руб.
Таким образом, необходимый дополнительный объем финсредств для осуществления льготного лекарственного обеспечения в соответствии с заявленной на 2024 году потребностью составляет около 3 млрд руб.
С начала текущего года по настоящее время в рамках мероприятий по организации льготного лекарственного обеспечения от подведомственных медицинских организаций приняты дополнительные заявки на льготное лекарственное обеспечение 2 597 граждан, что, соответственно, влечет за собой необходимость в увеличении объема его финансирования.
Шамиль Абдуллаев