В кабинет, неловко разворачиваясь, протискивается молодой человек, что-то пряча за спиной. «Здравствуйте. Меня зовут Зелимхан. Я был в субботу на открытии вашего Центра. Мне всё очень понравилось, особенно легенда о кувшине, которую вы рассказали. Хотел бы подарить вам вот этот кувшин, не знаю — понравится ли». И, как волшебник, достает из-за спины старинный подойник!
Удивительно устроен мозг человека! Я уже неделю думаю о теме нового музейного занятия — и вот оно! Тема пришла в образе молодого сотрудника полиции Зелимхана Насибова. Взяла в руки подарок, и тут же вспомнилась старая горская пословица: «Не умеющему доить и двор кривой». Я уже знаю, чему будет посвящено следующее музейное занятие – мы будем говорить о труде, потому что испокон веков люди труда и результаты их труда пользовались большим уважением у горцев. Любовь к труду – это замечательная народная традиция, самое драгоценное из навыков и обычаев Страны гор.
Народ наш не ограничивался только констатацией пользы труда, но и требовал учить ему детей. Именно поэтому с раннего детства ребенок приучался к труду, развивая не только физическую силу, но и умственную, и творческую. И это понятно. Чтобы обеспечить себе существование в суровых условиях гор, должны были работать все члены семьи.
Сегодня всё изменилось. Современные дети настолько привыкли, что всё можно купить в магазине, что им сложно оценить тот труд, который вкладывали их предки в создание своего быта. Как передать им это знание? Решение было найдено: организовать при музее Центра традиционной культуры работу поисковой группы по сбору информации о мастерах-умельцах города Хасавюрта и Хасавюртовского района, что поможет провести серию мастер-классов. Здесь неоценимую помощь могут оказать студенты нашего филиала ДГУ (в рамках предмета «Культурология»).
Так родился новый проект — «Город мастеров». В нашем проекте мы должны рассказать о людях-мастерах. Все мы знаем таких людей: одни вышивают, вырезают по дереву, кости, другие вяжут, рисуют, третьи первенствуют в профессии, спорте… И каждый из таких людей пришёл к мастерству своим путём. Рассказать о них, узнать, как достигли совершенства в деле, увидеть их в работе и попробовать свои силы в новом, необычном и непривычном деле.
Разве это секрет, что от традиционных народных ремесел мало что сегодня осталось – угасающая память о мастеровых предках, музейные коллекции предметов народного искусства и редкие мастера в регионах, некоторые из которых делают традиционные утилитарные предметы — это всё, что осталось.
Я не открою ничего нового, сказав, что необходимой предпосылкой сохранения и развития ремесел является преемственность традиций, передача опыта от мастера к ученику. Бабушка моего мужа (кубанская казачка) очень любит возиться с кусочками ткани. Ни один, даже самый маленький, кусочек не остается без ее внимания. Она шьет из них замечательные коврики и покрывала. Сегодня искусствоведы уверены: существовало и существует особое, самобытное направление — лоскутное шитье. Бережливые крестьянки, пошив платье из мануфактуры, оставшиеся клочки ткани складывали в сундук про запас, чтобы затем удивить заезжего гостя невиданным ярким узором.
Мама бабушки тоже занималась рукоделием. Долгими зимними вечерами, сидя у керосиновой лампы, она вязала кружева и подвесы, шила из лоскутков и вышивала. Сегодня учусь у бабушки искусству лоскутного шитья и получаю огромное удовольствие, ведь я постигаю искусство своих предков, а значит, становлюсь ближе к ним.
В нашем проекте будет много мастер-классов. Ребята должны увидеть, как работает Мастер, почувствовать вкусный запах свежей стружки или глины, услышать стук бусинки о бусинку, когда Мастер нанизывает их на шелковую нить – сколько волшебства в каждой работе! Дыхание захватывает! Вот и хочется нам, чтобы и дети почувствовали эту красоту труда Мастера.
Один мастер-класс в Центре уже прошел. Провел его Магомед Баркалов, мастер по работе с горным камнем. Мастер-класс получился стихийным – Магомед начал работу по созданию водопада во дворе Центра. Любопытные мальчишки из соседних домов сначала помогали носить инструменты, потом стали выбирать из груды наваленных камней самые красивые… На следующий день они пришли во двор Центра раньше Магомеда…
Много хитростей и тонкостей работы Мастера усвоили ребята за эту неделю: как правильно подобрать камни для оформления, какой кувшин лучше подойдет и как расположить его, чтобы вода стекала, как у настоящего водопада, и многое другое. Самое главное – работу ребята делали с большим удовольствием.
«Они — молодцы, — говорит Мастер. — Всё делали весело, по желанию, задавали много вопросов, а меня это очень радовало, значит, смог передать им свою любовь к работе».
Неслучайно горцы говорят: «Увиденное и выполненное самим полезнее, чем услышанное». На открытие водопада мальчишки пришли с родителями – очень уж им хотелось показать свою работу. Доволен остался и Магомед – занял ребят работой, научил чувствовать камни (это надо было видеть, как он учил мальчишек «слушать» камни!). Это и есть главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса.
Я заботливо прохожусь щеткой по стенкам подойника и ставлю его на стеллаж. Как здорово, что пришел Зелимхан Насибов и принес кувшин. Как здорово, что Магомед Баркалов поработал с мальчишками. Как здорово, что Гуля Кабаева помогла с дизайном музейной экспозиции. И вообще, всё у нас в Центре традиционной культуры здорово!
Жанна Магомедова |
г. Хасавюрт