С каждым годом количество подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних в Дагестане, увеличивается. Этих мальчиков и девочек, как сообщили «Молодежке» в МВД республики, чаще объединяет то, что они экстраверты, которые плохо учатся, без причин пропускают занятия.
За 2023 год произошел рост подростковой преступности (210 преступлений против 192 в 2022 году). Вместе с тем, по данным МВД Дагестана, отмечено снижение количества несовершеннолетних, совершивших преступления (180 против 212). В ушедшем году в отделы полиции несовершеннолетние попадали из-за краж, ложных сообщений о минировании школ, участия в несанкционированных акциях и даже за преступления сексуального характера.
К примеру, 14 преступлений было связано с террористическими актами, 12 – с незаконным оборотом оружия, 3 – с организацией НВФ. «Молодежка» также ожидает от МВД ответа на запрос о ситуации с подростковой преступностью за шесть месяцев 2024 года.
Чаще среди муниципалитетов Дагестана, как сообщили нашему изданию, по правонарушениям среди несовершеннолетних лидируют Махачкала, Дербент, Кизляр, Избербаш, Дагестанские Огни, Каспийск.
На учете
«Ребенок, который посягнул на чужую собственность или принял активное участие в драке, как правило воспитывается в среде, которая отличается неуважительным отношением к нормам морали»,
– отметил старший инспектор по особым поручениям Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МВД по Дагестану, майор полиции Арсен Амрахов.
При совершении преступления небольшой тяжести в возрасте до 14 лет ребенка не могут подвергнуть уголовной или административной ответственности, тогда выходом является постановка на учет в подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН).
По состоянию на 1 февраля 2024 года, по словам Амрахова, на профилактическом учете в ПДН состояли 735 несовершеннолетних. С каждым годом количество несовершеннолетних, состоящих на учете, сообщил он, увеличивается.
22 несовершеннолетних из общего количества на учет в ПДН поставлено из-за участия в несанкционированной акции в аэропорту Уйташ.
К слову, за 2023 год количество привлеченных к административной ответственности за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию, воспитанию (ст. 5.35 КоАП РФ) выросло. По этой статье составлен 7841 протокол, тогда как в 2022 году было составлено 7184 протокола. К уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего по ст. 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего») привлечено 4 родителя.
Порядка 40% детей, состоящих на учете в ПДН, из благополучных семей, 60% – из неблагополучных.
След на репутации
Постановка на учет, говорит Амрахов, приносит больше неприятностей морального характера, так как «репутация несовершеннолетнего будет испорчена не только в глазах родственников, но и школы, друзей». Но есть и «практические» последствия. У состоявших на учете в ПДН, по его словам, могут возникнуть проблемы при поступлении в вуз, приеме на службу, так как будет затребована характеристика, в которой «непременно будет указан данный факт».
«С законодательной точки зрения, – отметил собеседник, – постановка на учет не столь страшна, как это может показаться на первый взгляд. Но во взрослой жизни может создать проблемы. Особенно если ребенок решит связать свою судьбу с юриспруденцией, службой в правоохранительных органах. Поэтому родителям нужно внимательно относиться к воспитанию ребенка, чтобы предотвратить такие прецеденты. После постановки на учет нужно быть готовыми к повышенному вниманию со стороны социальных служб и полиции, поскольку поведение подростка будет контролироваться, проверяться обстановка в семье».
Комментируя случаи подростковой преступности в Дагестане, некоторые психологи, общественные деятели в числе причин агрессивного поведения называли влияние на детей различных сериалов. Мы поинтересовались мнением собеседников на этот счет.
В первую очередь, считают они, ответственность за то, какими вырастут дети, какие бы сериалы они ни смотрели, лежит на родителях.
«Подростки не осознают, что они будут вынуждены отвечать за свои поступки. «Мы же дети…» – считают они»,
– заключил Амрахов.
«Мой ребенок не способен…»
Важно, сказала в беседе с «Молодёжкой» педагог-психолог Анжела Абасова, выявить склонность ребенка к негативному девиантному поведению ещё до подросткового периода. Есть специальные тесты, методики, которые помогают выявлять отрицательные склонности и вовремя их корректировать.
«Очень часто к девиантному поведению приводит вседозволенность, отсутствие закона – безнормие, со стороны родителей: «Моему ребенку все можно, пусть он это делает, я отвечу». Я в шутку называю таких детей «зацелованными». Такой ребенок начинает считать, что все, что он видит – это может быть его: игрушки, например, если говорить о маленьком возрасте, потом это могут быть деньги…
Такое ощущение, что родители думают, что их ребенок никогда не будет соприкасаться с нормативным обществом, никогда не будет ходить в школу, а потом – в институт, никогда не будет работать в коллективе, где существуют другие правила, где не все разрешено. Ребенок вне дома, вне родительской опеки сталкивается с существованием границ и как бы думает: «А для кого эти границы? Неужели они для меня!» Несоответствие между тем, что ребенку привили дома, и тем, как принято вести себя в нормативном обществе, – тоже может отрицательно сказаться на ребенке, из него может вырасти преступник», – назвала психолог одну из причин девиантного поведения подростков.
Семья, подчеркнула Абасова, первый «институт», с которым сталкивается ребенок, именно отсюда должно начаться «ознакомление детей с нормами культуры, этическими нормами, с нормами, присутствующими в нашем обществе, которые несут моральную нагрузку и им необходимо подчиняться».
В группу риска, говорит психолог, также входят дети, воспитанные в семье, где есть как гиперопека ребенка, так и попустительский стиль воспитания. В группе риска находится ребенок, предоставленный самому себе, а также растущий в семье, где «родители постоянно кричат, орут, папа бьет маму, поощряется агрессия и существует жесткая система наказания, когда провинившихся бьют». Плохо сказывается и отсутствие в семье ценности человеческого общения, коммуникации.
Не только социальные и семейные факторы, подчеркнула собеседница, могут быть причинами негативного поведения ребенка, подростка, но еще и биологические, в редких случаях – генетическая предрасположенность.
«Есть дети, – сказала психолог, – с врожденной склонностью к риску, наследственно-генетическими особенностями, врожденными свойствами индивида; желание получить острые ощущения у них повышены.
Самый главный фактор — биологический, который будет присутствовать, – повреждения головного мозга, органические заболевания мозга, особенности нервной системы, незрелость нейронной сети — также рассматриваются в качестве детерминант отклоняющегося поведения. Незрелость нейронной сети подростка, когда он еще не отвечает за то, что сделал. Он сначала делает, потом думает. Он, может быть, вырос телом, но мозговые функции еще не все включены. В таких случаях нужно прилагать серьезные усилия, чтобы научить ребенка делать наоборот. Конечно, девиантное поведение бывает связано и с психиатрическими проблемами».
Издание также поинтересовалась у психолога, как родителям нельзя себя вести с детьми, которые неподобающе себя ведут.
«Например, ребенок ворует деньги из дома. Мама знает об этом и скрывает от папы, от близких людей, которые вместе с ними в этом доме живут. Очень часто родители покрывают детей. Ребенок видит, что реакции со стороны родителей не последовало либо родителям вообще не до него, и долгое время у него получалось скрывать свое поведение. В таком случае воровство может войти у него в норму, ребенка будет трудно вытащить, если ты его покрываешь постоянно и делаешь вид, что ничего не заметил»,
– пояснила Абасова.
Психолог советует родителям не отрицать наличие проблем у своих детей, не разобравшись.
«Часто родители говорят: «Я знаю его лучше, он этого никогда не сделает». Правильнее не отнекиваться, а понаблюдать за ребенком: «Мой ребёнок способен на это или нет?» Нужно адекватно относиться к высказываниям других взрослых, которые находятся в окружении ребенка, и делать выводы. Не доверять голословно, но приглядываться и делать выводы какие только можно, чтобы ребенок не сошел с правильного пути. Водить к специалистам при необходимости», – отметила психолог.
Важно, подчеркнула она, чтобы каждый ребенок понимал: «У меня есть защита, опора в виде моих родителей, которые разъяснят и покажут мне рамки дозволенных действий, ограничат меня в использовании противообщественных мер, не дадут пойти по наклонной и разрушить мою жизнь».
Амина Магомедова