Маленькому ребенку скоро в детский сад. На что обращать внимание его родителям (а также дедушкам и бабушкам)? Есть ли такое понятие — «готовить» ребенка к будущему детсаду? Как-то предварительно развивать его? А еще: какой предпочесть детский сад, когда есть выбор?
Об этом «Молодежка» развернуто пообщалась с Гаджи Абдулкадировичем Шамовым, семейным врачом, семейным и детским психологом (с почти полувековым стажем), руководителем Центра семейной психологии Гаджи Шамова и ассистентом кафедры педагогики и психологии ДГМУ.
— Для начала мне хочется коротко вас познакомить со своей наукой — психологией. Если на протяжении ста прошлых лет она выглядела слишком теоретично и опиралась на естествознание и философию, то за последние 25 лет дала значительный рывок и стала более практичной, безудержно развивающейся. В погоне за объективностью знаний, за доказательной базой она вынуждена активно вмешиваться в точные науки, например, такие как биология, математика, педиатрия, неонатология, психиатрия, неврология и т. п. Все больше масштабных экспериментов и исследований, новых пересмотренных критериев и рекомендаций. Для чего же я вам это рассказываю? Чтобы показать всю красоту и важность доносимых мною знаний.
Итак, идем по вопросу о готовности малыша. Сразу скажу, что до 4 лет не стоит спешить отдавать малыша в садик, он еще не напитался мамой, ее близостью, стабильностью и безопасностью.
Далее. Все знают о том, что перед походом в школу существует тестирование ребенка на готовность к школе. Мало кто знает, но вот точно так же, по запросу родителей, мы отслеживаем и готовность ребенка к саду. С меньшими требованиями, с учетом биологических, возрастных и индивидуальных особенностей.
И вот перед нами ребенок. Он — целый мир, космос, загадка. Специалист знакомится, создает с ним доверие и открытость. Играет, наблюдает, проясняет первые гипотезы, не спешит с выводами. Важно учитывать тот факт, что все дети разные — по психологическому типу, темпераменту, уровню индивидуального развития, по коммуникации и здоровью. Перед специалистом ставятся две задачи:
— ребенок здоров или нет,
— к садику готов или нет.
Решая их, психолог опирается на профессиональные стандарты — критерии готовности в виде таблиц, шкал, результатов тестирования, бесед и богатый собственный опыт наблюдений — для выявления неочевидных признаков психологической неготовности или медицинских расстройств.
Что может получиться на выходе? Чаще три варианта: здоров и к садику готов, здоров и не готов, не здоров и не готов.
Что же может заметить сам родитель, какие очевидные вещи?
Вначале о здоровых детях и готовых.
Если ваш ребенок активен, любопытен, доброжелателен, вступает в контакт с другими детьми и взрослыми, готов с ними делиться, то его переход в такой социальный институт, как садик, будет несложным. Он достаточно легко вливается в новый коллектив, для него это естественная среда. Вот вам один из критериев готовности. Назовем его коммуникативной и социальной активностью.
И таких критериев несколько. Приведу их краткие характеристики.
- Эмоционально-волевая готовность — способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо; способность выражать свои чувства и потребности; готовность справляться с разочарованием приемлемым способом; умение контролировать эмоции и поведение; отсутствие страха перед посторонними людьми, новыми местами.
- Мотивационная готовность — идея посещения детского сада вызывает любопытство, интерес и положительные эмоции у ребенка.
- Физическая готовность — способность сидеть спокойно на одном месте достаточно долго. Способность концентрироваться на задаче в течение разумного времени. Готовность организма к выполнению команд.
- Самостоятельность — способность в течение некоторого времени занимать себя деятельностью, например, творческой деятельностью — лепкой, рисованием. Наличие опыта кратковременного пребывания без родителей — с родственниками, няней.
- Навыки самообслуживания — ребенок самостоятельно ест, ходит на горшок, моет с мылом руки, умеет доводить начатое до конца и т. д.
А теперь о здоровых детях, но не готовых к садику.
Вы замечаете, ребенок дома как обычный, а в обществе замкнут, закрыт. Ведет себя избегающе. Обособляется от коллектива.
В гостях стоит ближе к двери или прячется за шкаф или под стол. В речи беден, перепуган и предпочитает молчать. На обращенную к нему речь отвечает однообразно и скупо — да-нет-не знаю. Взгляд потухший, переполнен страха, глаза опущены. Скажем, что такой ребенок, возможно, здоров, что тоже предстоит прояснить, но к садику еще психологически не готов.
Или еще, ребенок панически боится окружающих, воспринимает садик как место, куда его предательски сдают, погружается в грусть и тревогу, эмоционально несдержан и неусидчив.
Таких детей перед походом в садик обязательно надо готовить. Готовить дома и в кабинете психолога. Готовить ребенка и еще больше самого родителя! Тут вы можете удивиться — а родитель при чем? Отвечу знаменитой английской поговоркой:
«Не пытайтесь воспитывать детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».
Да, неготовность здоровых детей в большей части случаев связана с самими родителями — их высокой тревожностью, гиперопекой, конфликтностью, дефицитарными отношениями с ребенком и другими причинами. Мамочка может испытывать чувство вины за то, что вынуждена выйти на работу и, соответственно отводить ребенка в сад, и заглаживает его через ритуальные походы в магазин до или после сада. Или еще бывает ситуация, где мама испытывает страх, что оставляет ребенка, потому что без ребенка она предоставлена сама себе, а она не знает, чем наполнить свою жизнь.
Ей очень страшно, надо как-то наполнять свою взрослую жизнь вне материнства, и это непонятно как, она к этому не готова.
И есть даже случаи, где ребенок считывает страх мамы остаться одной без ребенка и заболевает, чтобы спасти маму от этого страха.
Что можно сделать дома? Родители находят время больше общаться с ребенком, читают с ним книги, играют, повышают значимость новых знаний, обсуждают сюжеты просмотренных мультиков, совместно проводят творческую работу, выходят на игровые площадки. Их задача — создать больше доверия, тепла и любви в отношениях. А за ними тянется и чувство безопасности ребенка.
На приеме у психолога родителя вовлекают в Родительский клуб, где он получает актуальные для него знания, отрабатывает умения и навыки более эффективного общения с ребенком, учится быть терпеливым, теплым родителем. Ребенок в свою очередь проходит, по необходимости, индивидуальную и/или групповую терапию. Это могут быть творческие, интеллектуальные и/или игровые тренинги. Сказкотерапия, песочная, арт-терапия. Работа не быстрая, требует времени, тщательности, дисциплины и терпения.
Между тем, переход из одной системы отношений с миром (дом-улица-гости) к другой (садик, школа) всегда носит нагрузочный адаптивный характер. И поэтому даже обычному здоровому ребенку советуем небольшую предварительную подготовку перед походом в детский сад.
Вот рекомендации:
1. Родители, настраивайтесь на позитив и настраивайте малыша! Очень важно, как мама сама относится к садику и необходимости его посещать. Ребенок считывает у мамы смысл и значение понятия «сад».
Расскажите ребенку, чем занимаются в детском саду. Как он устроен, какой режим дня, какие бонусы.
Заранее познакомьте ребенка с детским садом. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад». Сходите по возможности в детский сад, познакомьтесь с воспитателями или совершайте прогулки рядом с детским садом. Изучайте картинки и фото, изображающие детский сад, почитайте книжки, посмотрите мультфильмы и видеоролики про жизнь в детском саду, придумайте свою сказку про то, как любимый персонаж ребенка пошел в детский сад.
2. Расскажите малышу о режиме дня в детском саду. Это для него новое и физиологически непростое дело.
Скорректируйте и свой режим дня. Чтобы ребенку легче было привыкнуть к жизни в детском саду, необходимо приблизить его режим к режиму детского сада. Он может быть примерно таким:
Утренний подъем 7:00
Завтрак 8:30
Прогулка 10:00-12:00
Обед 12:30
Дневной сон 13:00-15:00
Полдник 16:30
Ужин 19:00
Вечерний отход ко сну 21:00
3. Отрабатывайте основные навыки самообслуживания.
Уже в раннем возрасте ребенок может самостоятельно раздеваться (а к трем годам одеваться), садиться на стул и на горшок, есть ложкой, пить из чашки, умываться, мыть руки. Также важен такой навык, как умение обратиться к старшему, просить воспитателя. Например, попросить помочь достать шапку с верхней полки. Или попроситься в туалет.
4. Избавляйтесь от «вредных привычек».
Лучше отказываться от соски, бутылочки и т. д. заранее. Так как этот процесс может проходить болезненно, делать это в первые дни посещения детского сада категорически НЕЛЬЗЯ!
5. Расширяйте социальные контакты.
Расскажите малышу, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей.
Если ребенок никогда не оставался без мамы, ему будет труднее привыкать к этому в незнакомой обстановке. Поэтому лучше заранее приучать его оставаться ненадолго со знакомыми людьми, например, с бабушкой или тетей. Чаще ходить в гости, особенно туда, где есть другие дети.
6. С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
Возможно, у ребенка есть проблемы, которые следует решить до начала посещения детского сада? Как их выявить? Какие специалисты могут помочь в их обнаружении и преодолении?
Друзья, наш разговор до этого момента шел про нормотипичных детей.
Нормотипичный — это малыш, соответствующий статистической психической норме, то есть без психических расстройств, входящий в медицинские границы нормы. Нормотипичные дети не имеют патологий развития и проблем с интеллектом.
Настало время вспомнить третью категорию детей — нездоровых и неготовых. Кто они и что должно насторожить родителей?
К ним мы можем отнести детей с такими расстройствами, как: умственная отсталость, задержка речевого развития, задержка психического развития, расстройства аутистического спектра, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, дети с ограниченными возможностями здоровья — слепота, слабовидящие, глухота, слабослышащие, дети с тяжелыми нарушениями речи и др.
Как говорит детский невролог Любовь Некрасова, на первом году жизни контролировать развитие ребенка несложно: есть множество статей, плановые осмотры и педиатр, который строго следит за появлением новых навыков, сверяясь с таблицами. Да и навыков пока немного — улыбнулся, залепетал, тянется к игрушке, радуется появлению мамы.
После года с развитием ребенка все становится сложнее. Все чаще звучит фраза «все дети разные», и она абсолютно справедлива. Диапазон появления новых навыков, речи, поведенческие реакции — все становится очень вариабельным.
Что должно насторожить?
— Все родители так или иначе слышали про РАС — расстройство аутистического спектра, для которого свойственно нарушение навыка коммуникации. И большинство знает стандартный набор признаков: отсутствие зрительного контакта, выстраивание предметов в ряды, нежелание общаться с другими детьми, задержка речевого развития.
Но это не всегда так: дети с РАС могут прекрасно смотреть в глаза, взаимодействовать на горке и детской площадке и не строить длинные паровозы из кубиков или игрушек. И даже говорить могут начать вовремя. Но при этом они другие, и их поведение отличается.
Можно описать некоторые вещи, которые помогут понять суть происходящего и увидеть мелкие признаки, позволяющие насторожиться. Самая яркая, бросающаяся в глаза особенность таких детей — это отсутствие интереса к другим людям.
Обычный ребенок, заходя в комнату, в первую очередь обращает внимание на находящихся там людей, а потом на предметы.
Люди, взаимодействие с ними — основной центр, фокус интереса ребенка как позитивного, так и негативного. Он может улыбаться и кокетничать, а может смотреть со страхом и прятаться за маму.
Ребенок с РАС будто не замечает людей, иногда даже близких, он просто пройдет мимо и начнет играть в игрушки. Он также не обратит внимания на опасного доктора в белом халате, проигнорирует прямое обращение.
РАС часто сопутствуют и другие нарушения — умственная отсталость, значительная задержка речевого развития, выраженные поведенческие нарушения, но эти состояния сложно не заметить.
Зачастую родители обращаются к врачу с жалобами именно на несоответствие нормам развития, отсутствие речи, гиперактивность, нарушения сна, которые потом оказываются следствием РАС.
В любом случае, если у вас есть какие-то подозрения, лучше не гадать и не опрашивать знакомых, а показаться специалисту.
К кому обращаться?
— При задержке развития у ребенка в зависимости от степени выраженности необходимо обратиться к следующим специалистам:
1. Детский психолог. Он способен отличить задержку развития от других проблем или установить, что ребёнок формируется в пределах нормы.
2. Логопед. Он анализирует развитие речевого аппарата и выявляет проблемы по своему профилю.
3. Дефектолог. В узком смысле это коррекционный педагог, а в широком — специалист, оказывающий помощь детям дошкольного возраста и ребятам постарше, у которых выявили отклонения в развитии.
4. Педиатр. Он выступает в качестве координатора и выясняет общие проблемы, а также решает, какие узкие специалисты могут с ними справиться.
5. Детский невролог. Он определяет заболевания по профилю.
6. Нейропсихолог. Он помогает развивать мозг ребенка через игровые и двигательные техники.
7. Психиатр. Это врач, который занимается диагностикой и лечением различных неврологических и психиатрических расстройств у детей.
При необходимости в состав комиссии могут быть включены и другие специалисты.
Единственный ребенок
— Если речь идет о единственном сыне или дочери в семье (к тому же домосед без большого опыта общения с другими детьми), могут ли первые дни в стенах детского сада, то есть в большой группе незнакомых детей и взрослых людей, доставить ему дискомфорт, вызвать стрессовые ощущения?
— Да, вероятность большая. Скорее будут трудности в плане способности договариваться и понимать чувства других людей.
Мнение о том, что единственные дети в семье не умеют делиться и вообще любят только себя, было выявлено в одних исследованиях и оспорено в других. В новом исследовании было доказано, что в своем большинстве единственные дети не очень любят идти на компромиссы, сотрудничать и сочувствовать другим людям. Единственные дети набрали меньше баллов в тесте на толерантность.
Зато, предположительно, они эмоционально стойкие, креативные, обладают гибким мышлением и легко общаются со взрослыми.
Да, таким детям для повышения коммуникативной и социальной проявленности рекомендуются творческие кружки, речевые развивающие клубы и больше общения с детьми на улице.
Счет и азбука
— А нужно ли готовить ребенка к детсаду с интеллектуальной точки зрения? Первые буквы… первые цифры… первые навыки чтения и счета… Дать ему какой-то небольшой багаж знаний?
— В этом возрасте — трёх четырёх лет — у детей преобладают сюжетно-ролевые игры. Через них можно прекрасно развивать ребенка.
Более половины
— Насколько распространена сейчас проблема задержки психо-речевого развития (ЗПРР) у детей? С чем она связана? Как ее преодолевают?
— Из 10 детей скорее больше половины страдают этой проблемой. Среди явных и частых причин назовем следующие:
— «потерянные зоны мозга» из-за длительных просмотров мультфильмов до 3-х лет. Мозг и зрительная система столь юных детей ещё не зрелые и не способны в полной мере переваривать быструю смену ярких картинок. Особенно страдают дети, которые смотрят мультики вместе с принятием пищи. Не побоимся сказать — идет инвалидизация ребенка;
— гаджет-запущенность, где всеми любимые электронные устройства при отсутствии культуры эксплуатации технически перегружают мозг, делают ребенка игрозависимым, примитивным и однобоким в мышлении и общем развитии;
— педагогическая запущенность — неразвитость, необразованность и невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и родительскими ошибками в воспитании;
— откаты в развитии — при инфекционных заболеваниях, при травмах мозга, последствия после внутриутробных гипоксий, при органических болезнях мозга.
Среди прочих причин назовем:
— индивидуальный момент в развитии высших психических функций;
— темповые задержки — ребенок все понимает, но пока не говорит;
— билингвизм — практика попеременного пользования двумя языками, — является фактором риска возникновения нарушений речи, дети начинают говорить позже своих сверстников;
— малоподвижный образ жизни, пассивная моторика, что не способствует по принципу обратной связи развитию мозга, моторная неловкость. Все задумались про мелкую моторику и активно ее развивают, забывая про то, что для начала важно поставить крупную моторику;
— стрессы, психологические травмы в семье, постоянные конфликты и чрезмерные наказания и другое.
Куда?
— Если родители хотят отдать ребенка не в любой (ближайший по месту жительства) детсад, а относятся к этому более внимательно, — есть ли заведения, выделяющиеся из общего ряда, с особой подготовкой?
— В частных садах предполагается работа с дополнительными специалистами. Но не факт, что она качественная, соответствует СанПинам, ФГОСам и полезна ребенку.
У каждого ребенка свой темп развития, и очень важно отслеживать эту скорость и уважать ее. Невозможно объять необъятное, и зачастую чрезмерное количество знаний, новых предметов, каких-то креативных методик может перегрузить ребенка и отогнать его от интереса к познанию. У каждого свой темп развития, базовые настройки. Кто-то может освоить большой объем, а кому-то тяжело даются простые вещи.
И именно родителям важно заметить признаки перегрузки: усталость с ребенком, жалобы ребенка, состояние апатии, депрессии, снижение эмоциональных реакций, особенно позитивных, нежелание просыпаться по утрам и идти в этот сад, грусть в глазах, чувство вины перед родителем, в речи от такой перегрузки могут появиться запинания, – трамплин к заиканию.
— Может быть, есть рейтинг особо востребованных детсадов? (Пусть не официальный рейтинг, но «народный»).
— Все очень индивидуально и на ваш вкус. В госсаду какой-никакой контроль со стороны проверявших структур, а вот частный садик — это часто железные ворота, которые закрываются, и ты не знаешь, что там творится.
— Вообще, при выборе детсада на что обращать внимание родителям?
— В первую очередь на самого воспитателя. Важна его доброта, ответственность, приветливость, любовь к детям и своему делу. Также очень важна психологическая совместимость с ребенком.
Обращаем внимание на реакцию ребенка на выходе из сада — она должна быть положительной.
Безопасность двора и внутри здания. Важно посмотреть, чем кормят детей.
Дети 21 века. И 20-го…
— Современные дети: есть ли у них особенности — к примеру, по сравнению с вашим поколением? Дети, которые живут в мире с Интернетом, с телефонами, через которые даже юные пользователи выходят в Сеть…
— Да, современные дети на порядок больше знают. Не было в нашем детстве таких разных ярких детских книг в свободном доступе, такого выбора прекрасных обучающих мультиков, фильмов и приложений. А социальные сети, которые помогают сохранять и передавать важную информацию друг другу, об этом я вообще молчу.
Темпы и объем нагрузок увеличились. А также требования к соответствию ожиданиям.
Также современные дети почти все в дефицитарном положении. Их родители в своем детстве компенсировали недостаток общения со своими родителями, активно общаясь друг с другом на улице — синдром ребенка с ключом на шее. А по отношению к своим детям не знают, что предложить, умеют только командовать: принеси-унеси-собери-не плачь и т. п.
Шамов Гаджи Абдулкадирович.
В 1998 году с отличием окончил ДГМУ по специальности «врач общей практики».
В прошлом: ассистент кафедры нормальной физиологии ДГМУ, преподаватель курса психотерапии на ФПК при педагогическом университете, организатор и ведущий клуба молодых психологов, автор психологической рубрики при газете «Медицина Дагестана» и при ряде журналов, тренер детских и взрослых психологических тренингов (тренинги личностного роста, клуб эффективного общения, клуб практической психологии и др.), обладатель премий «Лучший преподаватель ДГМА» за 2006 и 2007 годы, в прошлом актер Театра кукол и ТЮЗа.