Амина Магомедова
Во вторник, 20 августа, в Доме дружбы Махачкалы состоялось августовское совещание работников образования Дагестана. Докладчики восхваляли профессию «учитель», отзывались о ней как о стратегически важной и глубокоуважаемой. Учитель должен постоянно учиться, профессионально расти и культивировать в своих учениках чувство патриотизма и самоотверженности – на совещании об этом говорили часто и почти все. Прозвучала среди прочих и мысль о том, что наступает чреватый эгоизмом индивидуализм, поэтому нужно воспитывать тягу к коллективизму.
Зал был переполнен работниками образования, чиновниками со всех городов и районов Дагестана. Напротив них в президиуме сидели глава Дагестана Сергей Меликов, глава Минобрнауки республики Яхья Бучаев, депутат Госдумы Нурбаганд Нурбагандов, премьер-министр Абдулмуслим Абдулмуслимов, участник СВО и герой России Темирлан Абуталимов, зампредседателя Народного собрания Дагестана Сайгидахмед Ахмедов и вице-премьер Муслим Телякавов.
Недовольство формализмом
Меликов начал выступление с «безнравственности в мировой политике, свидетельством чему стали и недавно проведенные Олимпийские игры». По мнению главы Дагестана, «когда Запад пытается навязать негативное мнение о нашей стране, наших ценностях и образе жизни, овладеть умами нашей молодежи, важно во всех сферах нашей жизни сплотиться и противостоять идеологическому натиску противника». И в данной ситуации, считает он, «на ведущие позиции снова выходит роль учителя».
«Учитель – это идеолог своей страны. И если учитель будет правильно давать понимание истории, нравственности, морали – вот это и есть та идеология, об отсутствии которой мы почему-то говорим.
Именно от учителя зависит воспитание подрастающего поколения, патриотизма, любви к Отечеству, что делает сильным и непобедимым все наше государство», – сказал Меликов.
Он отметил, что события, которые произошли в прошлом году в аэропорту и 23 июня текущего года, показывают, что «нам предстоит еще многое сделать для устранения недостатков в воспитательной работе в школе, колледжах, вузах».
Меликов был недоволен тем, как проводят «Уроки о важном». По его мнению, они проходят «формально», «ради галочки». Формальный подход к проведению этих уроков, по его словам, чаще проявляют молодые учителя. Главу Дагестана не устраивает, что «Уроки о важном» преподаются «по бумажкам, по шпаргалкам». В этой связи он обратился к представителям органов госвласти, которые также привлекаются к ведению «Уроков о важном». Лучше, заявил глава республики, вообще не участвовать в них, чем участвовать ради галочки.
«Невозможно «Разговоры о важном» вести по конспекту, уважаемые коллеги, которые присутствуют здесь, вести по бумажке, по шпаргалке! Я лучше попрошу Темирлана (прим. ред. – Герой России Темирлан Абуталимов) лишний раз провести его с детьми, нежели какой-то чиновник, который, проводя «Разговор о важном», все время смотрит на часы, чтобы ему успеть на какое-то важнейшее мероприятие!» – не скрывал раздражения Меликов.
По его мнению, участники военных действий должны чаще общаться с молодежью и рассказывать «не о ходе или проведении боев, а о том, с какими чувствами люди приходят защищать свою Родину и с каким чувством любви и преданности возвращаются домой».
При правильной организации работы, по словам Меликова, получится «подготовить учащихся к вызовам времени». А вызовы, заявил он, «обязательно будут».
«С военной операцией это связано или с нравственным давлением на нашу страну… нам еще долго предстоит защищать нашу страну в разных ипостасях, и те, кто сегодня учится в школе, должны быть к этому готовы», – предупредил глава Дагестана.
Очень коротко Меликов коснулся «планомерной работы по поддержке педагогов, начатой в 2021 году». Были перечислены призовые конкурсы среди учителей, сообщено об увеличении призового фонда за победу и призовые места в крупных профессиональных конкурсах «Учитель года» «Воспитатель года» и др.
После Меликова на большом экране появился министр просвещения России Сергей Кравцов. Он озвучил любопытную информацию, с которой, можно предположить, присутствовавшие в зале учителя молча не согласились. Сегодня, заявил он, в «регионах проводится большая работа по поддержке и стимулированию педработников». Со своей стороны отметим, что главной поддержкой педагогические работники называют увеличение заработной платы, а местный учительский профсоюз вообще заявляет, что учителя должны иметь оклад не ниже двух МРОТ, не считая надбавок и стимулирующих. Крайне актуальный и злободневный социальный вопрос на августовском совещании потонул в теме воспитания детей.
Самоотверженны и патриотичны
Доклад депутата Нурбаганда Нурбагандова был оптимистичен. Благодаря успешной реализации президентских программ по капремонту и строительству образовательных учреждений, сказал депутат, в Дагестане «ликвидирована трехсменка, а очередь в детские сады значительно уменьшилась».
Он также перечислил «важные изменения» в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», которые были внесены Комитетом Госдумы по просвещению накануне нового учебного года: о снижении бюрократической нагрузки на педагогов СПО и вузов, об участии РАН в экспертизе учебников, вывешивании российского флага во всех образовательных организациях, о спецусловиях для обучения детей-инвалидов.
Одной строчкой он коснулся и социального положения педагогов. Этот вопрос, по его словам, «занимает центральное место в модернизации системы образования». Каково, по его мнению, социальное положение педагогов в Дагестане, сказано не было.
Стратегически важным направлением в сфере образования Нурбагандов назвал возвращение воспитания патриотизма в школы. Сами учителя в Дагестане, считает депутат, самоотверженны и патриотичны:
«В данном случае нам, дагестанцам, есть чем гордиться. Это и отважные учителя, которые принимают участие на СВО, и учителя, которые, жертвуя своим здоровьем, жизнью, оказывают помощь тем, кто в беде. Примеров много. Один из них – учительница начальных классов из Тляратинского района Загират Гаджимагомедова, которая спасла из горящего дома своих односельчан. Это доказательство того, что учитель – не просто профессия, а высокое звание, это люди, которые самоотверженно отдают себя работе».
Учителя не хотят учиться?
В свою очередь, глава Минобрнауки Дагестана Яхья Бучаев сообщил, что в текущем году планируется открыть 23 школы на 8 114 учебных мест и 15 детских садов на 2 210 мест. Капитальным ремонтом на сегодняшний день охвачено 371 здание школ на общую сумму 8,5 млрд рублей, включая оснащение этих школ новой мебелью и учебным оборудованием.
В Минпросвещения России направлена заявка о выделении субсидий на проведение капремонта на 2025–2027 годы еще 257 зданий на общую сумму 9,1 млрд рублей, а также 83 детских садов на сумму 3,2 млрд рублей. Также Бучаев сообщил о подготовке заявки на проведение капремонта колледжей.
Министр призвал работников образования активно включиться к участию в новых нацпроектах в сфере образования, реализация которых планируется в 2025 году: «Семья», «Молодежь и дети», «Кадры».
Бучаев негодовал из-за того, что не все учителя прошли организованные министерством просвещения курсы повышения квалификации по программе преподавания нового предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
«Данное обучение должны были в обязательном порядке пройти все педагоги данного предмета, но ряд педагогов в некоторых муниципалитетах не приступил к обучению. Прошу руководителей муниципалитетов взять на личный контроль прохождение обучения», – немного на эмоциях говорил министр.
Отметим, обучение состоит из практической и теоретической частей. Практическая часть будет проходить в центре военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи «Воин» на базе ДГПУ. Это новые центры, которые открылись в педвузах России по инициативе Минпросвещения.
Тему, связанную с дефицитом учебников, он завершил просьбой к главам муниципалитетов. Учебники, имеющиеся сейчас в библиотечных фондах, сказал Бучаев, обращаясь к ним, необходимо в первую очередь выдавать обучающимся из малообеспеченных семей и детям участников СВО. А новые учебники по истории России и всеобщей истории для 10–11 классов, по его словам, будут поставлены во все школы республики в новом учебном году.
Бучаев в очередной раз защитил и электронную образовательную систему МЭШ, в которой с этого года должны работать все школы республики. Ключевой ценностью системы он назвал наличие в ней всех необходимых учебников с 1 по 11 классы. В этой связи МЭШ представляют как спасение для бюджета республики.
Напомним, учителя противостоят этой системе, считая ее очередной нагрузкой. Бучаев на совещании завил обратное.
«Эта система позволяет также формировать всю необходимую отчетность как для учителя, так и для руководства образовательной организации, что позволит существенно снизить бюрократическую нагрузку на педагогов», – уверен министр.
Но, прежде чем работать в этой системе, нужно научиться ею пользоваться. Особого рвения в этом, судя по недовольству Бучаева, учителя не проявляют. Это может сорвать внедрение МЭШ в Дагестане на начальных этапах.
Обучением занимаются специалисты департамента информационных технологий Москвы.
«Итоги обучения показывают низкую заинтересованность муниципалитетов в этом обучении. Коллеги, с таким отношением к делу мы далеко не продвинемся», – сказал Бучаев.
На прошлом августовском совещании говорили о необходимости перехода на пятидневное обучение. Это, по словам чиновников министерства, делается ради высвобождения часов для внеурочных мероприятий, количество которых увеличилось. Некоторые муниципалитеты уже перешли.
«Учитывая разнообразие видов внеурочной деятельности, ее качественной реализации будет способствовать переход на пятидневку», – намекнул Бучаев муниципалитетам, которые не перешли на нее.
В числе прочих Бучаев также поднял тему дефицита учителей. На сегодняшний день он составляет 212 человек, а к 2027 году, по словам министра, республика будет нуждаться в более чем в 2 тысячах педагогах. Столько специалистов нужно для работы в новых школах, детсадах, а также во Всероссийском детском центре, который должен появиться на территории Дербентского района.
Ликвидировать имеющиеся и прогнозируемые дефициты, говорит Бучаев, необходимо через заключение целевых договоров со студентами вузов. Договоры о целевом обучении заключаются с этого учебного года через платформу «Работа в России».
По словам Бучаева, в этом году образовательные организации республики «разметили на этом ресурсе более 400 вакансий».
«Однако, – удивился министр, – количество заключенных целевых договоров в ДГУ составляет 13, в ДГПУ– 0. Работа по их заключению в колледжах еще продолжается».
Какое поощрение лучше?
Вышла к трибуне и начальник управления образования Каспийска Лариса Абрамова, которая в первую очередь поблагодарила Госдуму за законопроект о защите чести и достоинства учителей. По словам Абрамовой, в последние два года они «самостоятельно пытаются защитить своих учителей». От чего именно – Абрамова не пояснила.
«Что мы делаем? Мы активно подключаем участковых, мы обращаемся в те организации, где работают вот эти неадекватные родители. И это срабатывает», – сообщила докладчица, оставив любопытствующих догадываться, что же такого сделали эти родители.
Также она сообщила о том, что привело ее в «крайнее удивление». При мониторинге базы учителей Каспийска в первый год работы Абрамовой в качестве начальника было выявлено, «как много педагогов со стажем от 40 до 60 лет не были награждены никакими ведомственными наградами». Поэтому отдельным направлением работы управления образования Каспийска, по словам Абрамовой, стало поощрение достойных педагогов с большим стажем. Зал, вероятно, сразу подумал о финансовом поощрении, так как учителя с таким стажем достойны именно финансового.
«Находим мы поддержку в этом вопросе и в Минобрнауки Дагестана, и в Народном собрании республики в лице председателя Комитета по образованию и науке Павлюченко Елены Ивановны, которая уже который год отмечает наших ветеранов грамотами НС РД. Огромная вам благодарность, низкий поклон!» – рассказала Абрамова о поощрениях грамотами. Зал зааплодировал.
Но были и аплодисменты финансовому поощрению. «Чтобы иметь право учить, учителю необходимо постоянно учиться, поэтому нами была обозначена цель не дать педагогу вариться в собственном соку. Прежде всего мы пересмотрели подходы к проведению профессиональных конкурсов, потому что именно через подобные конкурсы идет огромная мотивация для профессионального роста. Мы с вами знаем, как трудно уговорить учителей участвовать в данных конкурсах. Мы разрешили этот вопрос тем, что стали финансово поощрять участников профконкурсов, и это, конечно, срабатывает», – похвалилась своей практикой Абрамова.
Но, заметила она, деньги на это выделяет не муниципалитет, а спонсоры и меценаты. Участники совещания, смеем предположить, взяли идею на заметку.
К трибуне вышло еще несколько докладчиков. Всего на доклады ушло чуть больше двух часов. Зал все это время был терпелив, а узнав, что время докладов завершилось, радостно загудел. После наступило время награждения работников образования ведомственными наградами Минпросвещения России и государственными наградами Дагестана.