На встрече в кабинете директора махачкалинской школы №29 ломали головы над тем, как бы нормализовать нарушенный учебный процесс. Учителя, дети и их родители страдают из-за чрезмерной перегруженности школы. Уроки в коридорах, переделанные из санузлов кабинеты, третья смена, которая вторая… – такие дела.
Представьте себе картину: мяч непрерывно надувают, он трещит по швам и неизбежно лопается. Примерно так и лопнул учебный процесс в школе №29, расположенной в Редукторном поселке Махачкалы. Проектная мощность школы рассчитана на 960 учеников, но фактически в ней обучаются более 2000 детей.
В 2010 году решением Собрания депутатов Махачкалы часть школы (корпус. – Прим. ред.) была передана под детскую школу искусств (ДШИ) №8 им. А. Джалиловой. С 2011 года ею руководит народная артистка Дагестана Зульфия Ильясова, более известная как просто Зульфия.
Ответом на вопрос, почему общеобразовательную школу решили «поделить на двоих», поселив в ней школу искусств, «Молодежка» пока еще не владеет. Возможно, на тот момент для строительства ДШИ в Махачкале не было куска земли. Но, стоит справедливо отметить, по сегодняшний день под строительство многоэтажек земли находятся.
С каждым годом в школе №29 становится теснее и теснее. Район точечно застраивается. Перспектива такова – численность учащихся может дорасти и до трех тысяч. Уроки опен-эйр – интересно, но непогоду никто не отменял. Под дождем тетради будут мокнуть, из-за ветра – улетать.
Третья смена — вторая? Или наоборот?
Чтобы избежать крайних сценариев, 212 родителей учеников 2 и 3 классов коллективно обратились к мэру Махачкалы Юсупу Умавову, председателю городского Собрания депутатов Марису Ильясову, министру образования и науки Яхье Бучаеву, председателю Комитета по образованию и науке Народного собрания Дагестана Елене Павлюченко и председателю Общественной палаты республики Азизбеку Черкесову.
В своем письме они настоятельно просят у перечисленных официальных лиц вернуть корпус школы, переданный школе искусств в 2010 году.
«На сегодняшний день наша школа сталкивается с серьезными трудностями из-за недостатка учебных помещений. Это вынуждает администрацию школы организовать учебный процесс в три смены, что приводит к проблемам»,
– пишут родители.
Но смену, названную родителями и называемую самими сотрудниками школы третьей, на официальном уровне третьей не называют. Напомним, в 2021 году президент России Владимир Путин подписал поручение, предписывающее полностью ликвидировать третью смену в российских школах к началу 2023–2024 учебного года.
«Когда мы обратились с этим вопросом в муниципалитет, нам ответили, что в школе нет третьей смены, а есть скользящий режим обучения, а смены – это вторая ранняя и вторая основная. Но хоть как ни назови эти смены, в школе учатся в три смены, последняя из которой приходит на уроки в 15 часов и заканчивает уроки в 19 часов», – объясняют родители.
По СанПиН от 2021 года, школы не имеют права заканчивать уроки позднее семи вечера. Также подобный график называют «второй поток второй смены». Напомним, в конце 2023 года в СМИ появилась новость о том, что в школах Дагестана официально ликвидировали трехсменный режим обучения. Поэтому на официальном уровне было бы странно продолжать использовать термин «третья смена».
Дворами темными
Даже если по СанПиН и можно проводить занятия до 19 часов – это все равно неудобно.
«Занятия заканчиваются в 19:00, что особенно тяжело в зимнее время года, когда раннее наступление темноты усиливает физическую и эмоциональную усталость детей. Такой график утомляет наших детей», – рассказали родители.
Чтобы не задерживать учеников в вечернее время, как утверждают родители, приходится сокращать уроки. Это отрицательно сказывается на качестве обучения. На уровень усвояемости материала, самочувствие детей также влияет переполненность классов. Количество детей в классах достигает 45.
Кроме того, 19:00 в осенне-зимний период – это уже темное время суток.
«Вечером детям приходится идти домой в темноте, что небезопасно. Поселок у нас плохо освещен, по дороге домой все переулки темные, добираться детям домой долго, им страшно… Мы очень переживаем за их безопасность. Работающим родителям сложно успевать встречать детей после занятий»,
– сообщают родители.
В конце письма мамы и папы учеников младших классов просят разгрузить классы, устранить третью смену и обеспечить их детей качественным образованием в безопасных условиях.
Ответ из управления
Письмо, в котором угадываются невыраженный гнев и выраженное негодование от 212 человек, не должно было остаться незамеченным. Общественная палата Дагестана в письме мэру Махачкалы Умавову и министру Бучаеву сообщила, что для рассмотрения коллективной жалобы палатой была создана рабочая группа, которая с выездом на место осмотрела здание школы и переговорила с руководством обеих школ.
Выслушав всех участников встречи, рабочая группа, как указано в письме, рекомендует администрации Махачкалы изыскать помещение для ДШИ №8 с целью освобождения корпуса, который необходим для СОШ №29.
На письмо Общественной палаты пришел ответ, подписанный начальником управления имущественных и земельных отношений Махачкалы Шамсулом Абдулаевым.
В нем предельно понятно в двух абзацах палате объясняют: «Данное помещение закреплено за ДШИ №8 на праве оперативного управления, в связи с чем освобождение корпуса не представляется возможным. А также сообщаем, что в реестре муниципального имущества Махачкалы свободные от третьих лиц помещения для закрепления за СОШ №29 отсутствуют».
Помочь не могут, получается. Ответ на свое письмо в Общественной палате считают отпиской. Поэтому палата решила, что надо собраться и выработать такие предложения, которые ответственные структуры точно приняли бы во внимание.
В поисках лучшего предложения
Предложения вырабатывали в среду, 20 ноября, в кабинете директора школы №29 Магомеда Халитова. К обсуждению были приглашены члены Общественной палаты, представители мэрии и депутатского корпуса Махачкалы, представители самой школы и родители учащихся.
– …требуется, чтобы не было третьей смены, поэтому министр образования нам приказал сделать скользящий график, чтобы у нас не было третьей смены. Да, мы это не называем третьей сменой. Так-то – это третья смена, но по скользящему графику. Вот такое положение, – это первое, что услышал корреспондент «Молодежки», зайдя в кабинет, где почти все уже заседали.
Присутствовавшие учителя рассказывали, что они «задыхаются в этом графике» и у них, учитывая переполненность классов, нет возможности нормально заниматься с детьми.
– …дети ко мне подходят, говорят «вот это непонятно». А я не могу им всем объяснить… 40 человек в классе! Я от этого страдаю. Я заболела, работая в коридоре. Отопления не было. Болею третью неделю. Условия очень тяжелые. Я хочу заниматься с детьми, но у меня этой возможности нет, – высказалась учитель второго класса Саимат Гайдарова.
Общественная палата, пытался объяснить ее председатель Черкесов, реагирует на запросы населения, стремится помочь. Но возможности у палаты, подчеркнул он, совсем небольшие.
– У нас есть стереотип, что мы должны существенным образом реагировать на чаяния, нужды нашего населения и по возможности их решать. Но у Общественной палаты нет полномочий давать указания. Мы можем только рекомендовать… – предупредил Черкесов, чтобы присутствующие вдруг не подумали, что решение проблемы зависит от палаты.
Он попросил участников дать предложения, которые помогли бы разгрузить школу и нормализовать учебный процесс, и обещал выйти с этими предложениями к администрации Махачкалы, органам исполнительной власти. Положение, в котором оказалась не только школа №29, но и другие школы в нашей республике, он назвал удручающим.
– Есть еще школы, где такое же состояние… которое, мягко выражаясь, оставляет желать лучшего, – отметил Черкесов.
Далее слово взял его помощник Алибек Алиев. Мэр города, отметил он, очень серьезно отнесся к этой ситуации, поручил в ней разобраться. Но те, кому он это поручил, исходя из сказанного Алиевым, не разобрались, не стали вникать и обошлись отпиской (речь об ответе управления земельных и имущественных отношений на письмо ОП РД, о котором мы писали выше. – Прим. ред.).
Далее приступили к предложениям… Черкесов самым лучшим вариантом назвал «строительство, в течение хотя бы года, учебного учреждения». Понятно, подчеркнул он, что с «бюджетом есть определенные сложности, но тем не менее».
– Предложения с вашей стороны по поводу строительства пристройки, корпуса хорошее, но это долгосрочная перспектива. Москва пока согласует: проект, смета, документация… – отреагировал директор Халитов.
Кроме того, участники собрания отметили, что «Москва не разрешит построить корпус, пока там функционирует школа искусств». Почему так, издание попытается узнать и сообщит позже.
– Нагрузка на школу очень сильно увеличилась, – начал объяснять Халитов, – из-за того, что за школой закрепили микрорайон Г-2. Это 12 улиц, где расположены 10-12-этажные дома. В них живут переселенцы по программе аварийного жилья. Практически весь год в школу поступают новые ученики. Мы им отказать не можем.
Если выйти и вокруг посмотреть, обратил внимание он, можно увидеть «7-8 домов-новостроек почти 15-этажных, которые успели понатыкать между домами». Дети, которые заселятся в эти дома, констатировал Халитов, «тоже наши потенциальные ученики».
Далее Черкесов выдвинул еще одно предложение: перевести в вечернюю смену 10 и 11 классы.
– По нормам СанПиН, они должны быть в первой смене, – прозвучали в ответ голоса заседавших.
– В одной из школ был такой случай, когда 10 класс перевели во вторую смену – тут же были прокуратура и Роспотребнадзор, – перечеркнула предложение заместитель начальника управления образования Махачкалы Ольга Яхьяева.
Одним из основных и реализуемых, по мнению собравшихся, предложений является переселение школы искусств в пустующие помещения расположенного неподалеку издательского дома. То есть юных музыкантов и танцоров предлагают подселить к журналистам. Но и это предложение оказалось оспариваемым.
Начальник отдела управления образования Гаджимурад Тагиров сказал, что эти помещения, если он правильно помнит, было предложено передать некоммерческим организациям Дагестана.
– Если этот вопрос не запущен, если это здание свободно и школа искусств там будет находиться – это более оптимально, – отметил Тагиров.
Директор школы вспомнил еще одну серьезную проблему: автомобильную «толкучку», которая ежедневно образуется у школы.
– Детей младших классов родители в основном привозят на машинах. Здесь утром, в обед, вечером – три раза в день бывает коллапс. Пока развернутся, пока разъедутся…
Поэтому Халитов предложил выделить школе автобус. Но это оказалось практически невозможным из-за проблем с маленькой зарплатой.
– Проблема не с автобусами, а в том, что никто не идет за эту зарплату работать водителем. Иногда у автобусов бывает простой. Никто не идет… Выделить – не проблема, проблема найти человека, который будет заниматься извозом детей. Водителей найти проблема, – сказала Яхьяева.
В результате мозгового штурма также родилось предложение разместить учеников на первом этаже в одной из строящихся многоэтажек.
Так как вероятное переселение школы искусств в издательство тоже долгий процесс, участники решили, что Зульфия могла бы отдать два кабинета своей школы искусств для нужд общеобразовательной школы. Кабинеты предлагается одолжить временно, пока не решится вопрос с переселением к журналистам. Представители управления образования посчитали, что это хороший вариант.
– Управление образования дало очень прекрасное предложение, с которым согласны родители. На первых порах в срочном порядке что мы можем сделать – попросить Зульфию дать два помещения школе, – согласился с идеей Алиев.
Директор Халитов предложением не вдохновился, потому что в корпусе, отданном музыкантам, сделана перепланировка. Только один кабинет, исходя из его слов, остался таким, каким был прежде. Остальные – разделены на несколько кабинетов. Соответственно, помещения там маленькие и классы из 40-45 человек в них не поместятся.
Отметим, самой Зульфии на встрече не было. Но ранее рабочая группа Общественной палаты встречалась с ней. И, как указано в публикации в телеграм-канале палаты, Зульфия «полностью согласна с тем, что школа перегружена, и заявила, что она сама несколько раз поднимала вопрос перевода ДШИ №8 в другое здание на всех уровнях и ждет объективного решения». Зульфия, как было отмечено на собрании, нашла в Редукторном поселке два свободных здания, «но они частные».
– Захочет ли частник сдавать свое помещение в аренду муниципальной школе искусств… – и тут почему-то засомневались участники.
Прозвучали и другие предложения. Но и их разбор показывал, что реализовать их сложно или практически невозможно. Исходя из услышанного на собрании, наше издание делает вывод, что сотрудникам школы, учащимся и их родителям придется еще долго терпеть такие условия.
Амина Магомедова