В 1994 – 1996 годах в редакции еженедельника «Молодежь Дагестана» работал Хаджи Мурад Доного, ныне профессор, доктор исторических наук. О том периоде он вспоминает в интервью для нашей газеты.
– Давайте сначала расскажем о том, кто такой Хаджи Мурад Доного.
– Я родился в 1960 году. Вырос в городе, в 1983-м окончил Дагестанский педагогический институт (художественно-графический факультет). Где-то с конца 1980-х годов активно интересовался исторической тематикой, в том числе периодом Кавказской войны, личностью имама Шамиля и имаматом.
И вот в 1994 году я появился в стенах газеты «Молодежь Дагестана» с идеей открыть на страницах издания постоянную историческую рубрику. Меня принял тогдашний главный редактор «МД» Гаджи Абашилов. Выслушав мое предложение, Гаджи Ахмедович поддержал эту идею. Решение было принято очень быстро, вскоре в газете регулярно публиковались материалы на историческую тему.
Помню, что рубрика была очень популярной. Помимо самих публикаций, мы проводили конкурсы, викторины среди читателей. Так что в каком-то смысле готовили эту страницу совместными усилиями.
Но ведением исторической рубрики дело не ограничилось. Как только я начал её вести, ко мне обратился сотрудник газеты Саид Тихилов, он тогда занимал должность ответственного секретаря. Саид объяснил, что он покидает редакцию и переходит на другую работу. И предложил мне занять его место.
Гаджи Ахмедович поддержал мое назначение, но для меня самого всё это было очень неожиданно. У меня не было ни журналистского образования, ни какого-либо опыта работы в СМИ. Я-то появился в редакции с другой идеей – вести конкретную рубрику. А тут – одна из руководящих должностей…
– А что тогда входило в функции ответственного секретаря?
– Да, наверное, то же, что и сейчас. Для читателей не из журналистской среды попробуем разъяснить ситуацию так. Если главный редактор – это руководитель газеты, то ответственный секретарь – своего рода начальник ее штаба. Он разделяет поступающие материалы по соответствующим рубрикам и полосам (журналисты газетную страницу называют полосой), принимает посетителей, работает с их материалами. Обычно сам не пишет – хватает организационной работы. Но в моем случае я продолжал вести историческую рубрику.
Посетителей тогда было немало. Одни материалы мы публиковали (целиком или в сокращенном виде), от других отказывались. Некоторых гостей принимал у себя Гаджи Ахмедович, например, когда речь шла о какой-то политической тематике. Газету неофициально называли «молодежной», но в ней затрагивались самые разные темы – политические, экономические, исторические и т.д.
– Общий режим был примерно схожим?
– Ну, давайте вспоминать. Тогда, в 1995 году, своей компьютерной базы у редакции не было. Газета версталась у наших коллег в редакции аварской республиканской газеты. Ответственный секретарь был своеобразным связующим звеном: поднимался с нашего четвертого на «аварский» шестой этаж (в стенах издательства), а обратно возвращался со сверстанными полосами (страницами).
Если коротко, вёрстка полосы – это размещение в пределах страницы того, что читатель потом видит в итоговом виде в напечатанном экземпляре газеты: расположение текстов, фотографий, заголовков, подзаголовков и т.д. С конца ХХ века всё это делается в современных СМИ на компьютерах. Этим занимается соответствующий специалист – верстальщик, в целом координирует работу ответственный секретарь. Где-то распределение функций носит иной характер, я говорю о нашем случае.
В остальном, пожалуй, многое было похоже. Располагалась редакция в том же здании в Редукторном поселке, официально оно именовалось «Республиканский газетно-журнальный комплекс», но мы коротко его называли «издательство». Главным редактором к тому времени уже несколько лет был Гаджи Абашилов, в редакции проводились регулярные рабочие «пятиминутки»… Хотя нет, в «молодежке» они назывались как-то иначе…
– Планерки?
– Да-да, планерки. В целом процесс был похожим на другие СМИ: редактор руководил, журналисты писали, ответственный секретарь координировал… Помню и новинку: именно в «МД» была введена должность литературного редактора-стилиста, её заняла Ольга Игоревна Багирова, имевшая опыт работы в Дагестанском научном центре. Это не страховочная корректорская вычитка на финишной стадии, а такая более глубокая литературная правка поступавших текстов.
Я же вскоре покинул редакцию: поступил в аспирантуру, сосредоточился на своей кандидатской диссертации. Тогда же, во второй половине 1990-х годов, началась регулярная публикация – уже отдельными названиями – изданий по исторической тематике.
– Чем занимается доктор наук, профессор Доного сейчас?
– Помимо продолжения исторических исследований, это преподавание на социальном факультете ДГУ, а также веду рубрику «Религия» в газете «Новое дело».
Альберт Мехтиханов
Бренд молодёжной прессы
Газету «Молодежь Дагестана» в разное время делали разные люди. Это были профессионалы, которые точно знали, на что должен быть нацелен настоящий журналист.
Я пришла в эту газету сразу после школы. Тогда она ещё называлась «Комсомолец Дагестана». Кстати, считаю, что совершенно напрасно её переименовали, потому что «Комсомольская правда» так и осталась комсомольской, а «Комсомолец Дагестана» был уже брендом молодежной прессы.
Если говорить о сегодняшней молодежной газете, отмечу, что в «МД» на достаточно серьезном уровне поднимаются актуальные для молодежи проблемы. Всё делается очень аккуратно, разумно, безо всяких перекосов вправо-влево. Всё это благодаря главному редактору Абашу Абашилову, который очень профессионально и грамотно занимается газетой. Это, кстати, мало кому удавалось до него.
Айшат Тажудинова, «Дагестанская правда»
Ретроспектива. «Комсомолец Дагестана», № 53 (3591), 5 мая 1961 г.
Его волнующая тема
Перелистывая подшивку «Комсомольца Дагестана» за последние годы, вы непременно среди множества авторов обратите внимание на фамилию В. Фоменко. Её работы — это работы вдумчивого, мыслящего журналиста, талантливо отображающего на страницах печати нашу повседневную жизнь. Её волнует всё: труд рабочего и колхозника, досуг, культура и быт, воспитание подрастающего поколения, учеба и жизнь молодежи. Трудно сказать об этом в нескольких словах. Но всё, о чём бы ни писала В. Фоменко, проникнуто неподдельным чувством добра и любви к человеку. Одинаково точно и глубоко подмечает она людские слабости и достоинства, просто и доходчиво передает свои мысли, помогая читателю увидеть в малом большое и значительное, заставляя его волноваться, огорчаться и радоваться.
В октябрьском номере журнала «Крестьянка» помещена репродукция картины В. А. Колесникова «Портрет депутата». В самолете летит женщина — ногайка, кормящая ребенка.
Журнал писал: «Совсем по-новому звучит в ней тема материнства, не раз воплощенная в творчестве мастеров живописи. Молодая женщина держит у груди младенца. А из круглых окон самолета на лицо ребенка падает ослепительный поток света. Контраст между необычной обстановкой и непринужденной, спокойной позой кормящей матери помогает художнику передать характер современной раскрепощенной женщины Востока».
Тема материнства всегда волновала кизлярского художника В. А. Колесникова. Сейчас он работает над картиной «Дагестанская мадонна».
Картины Василия Александровича экспонируются в Краеведческом народном музее имени П. И. Багратиона. А года два назад он подарил колхозу «Вперед» около ста своих картин. В фойе клуба организована картинная галерея. Здесь портреты борцов за власть Советов в Кизляре, полотна, отображающие борьбу с контрреволюцией.
Тема революции — одна из главных в творчестве художника. Он заканчивает сейчас работу над триптихом, посвященным легендарному герою Гражданской войны И. Кочубею: «К Ленину», «Последний бой» и «Казнь Кочубея». Это произведение он собирается показать на зональной выставке, которая будет проходить в 1967 году.
Художник продолжает работать над картиной «Камышане», над портретами борцов за власть Со-ветов в Кизляре.
Несколько месяцев провел В. А. Колесников на даче Союза художников РСФСР «Горячий ключ». Там художники высоко оценили его триптих, посвящённый И. Кочубею.
На днях Василий Колесников выезжает в Ногайский район, чтобы продолжить работу над триптихом «Овечья страна».