Асият Манаповна Манапова — заместитель директора по воспитательной работе Султанянгиюртовской школы, окончила Хасавюртовское педагогическое училище и Дагестанский государственный педагогический университет. Больше двадцати лет трудится в школе. Очень любит петь. Любовь к музыке ей передала в педагогическом училище Лариса Иванова, и она эту страсть прививает своим учащимся. С большим вдохновением разучивает с ними песни разных народов, в основном патриотической тематики. Она знает в лицо и поименно всех учащихся школы, а их около тысячи. Считает, что в их учебном заведении учатся самые красивые и самые талантливые дети. И тому есть доказательство. Участвуя в Международном литературном конкурсе «Проза — детям», султанянгиюртовские юные литераторы занимают только призовые места.
Ее мама Минаханум Абдурагимовна является для своей дочери ярким примером, так как «сеет разумное, доброе, вечное» в этой школе более 40 лет.
Асият Манапову любят и уважают все. И есть за что. Её человечность, порядочность и мудрость вызывают удивление. Чтобы не быть голословной, приведу примеры. Мы шли с ней по длинному школьному пустынному коридору поздним вечером (школа работает в две смены) и оживленно беседовали. Я даже не обратила особого внимания на ученика, дернувшего дверь закрытого кабинета, а Асият Манаповна, прервав свою речь на полуслове, обратилась к мальчику: «Что случилось?»
— Я в классе вещи оставил, — ответил он.
— Сейчас найдем техничку, и она тебе откроет кабинет.
Мы все вместе пошли искать техничку. Нашли, но ключа у нее не оказалось. Оказывается, его забрала с собой другая техничка. Асият Манаповна на этом не успокоилась и настояла, чтобы техничка дозвонилась до той.
— А что все-таки важнее – обучение или воспитание? — задала я очередной вопрос заместителю директора, когда мы вышли с ней из школы.
— Я думаю, что воспитание, — не задумываясь, ответила она. – Отношение учителя к ребенку – это главное в его становлении. В моей жизни был такой неприглядный случай, который оставил в моей детской душе тяжелый след. В детском садике воспитательница с большим вниманием относилась к одной девочке, у которой были известные в районе дедушка с бабушкой. Ей разрешалось делать всё, и она играла с самыми лучшими игрушками. Я несколько раз пыталась поиграть с теми игрушками, но у меня их каждый раз отбирали. Это запомнилось, и поэтому я стараюсь, чтобы у детей, с которыми я встречаюсь, не осталось негативных чувств ни к школе, ни к учителям. Как говорится, относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
— В психологии это называется инграмма – картина, на которой запечатлены страх, боль, обида, и это легко стереть с помощью психологических сеансов. Но я давно пришла к выводу, что в школах работают очень слабые психологи. Вспоминается недавний случай. В одной Тереклимектебской школе психологом работает учительница начальных классов с двухлетним педагогическим стажем. Я решила с ней пообщаться. Узнала, что она первоклассников попросила нарисовать рисунки на тему «Моя семья» и обратила внимание на один из рисунков, на котором ребенок изобразил свою маму с грудным братом в середине листа, отца – отдельно справа, а себя – внизу, в отдалении от всех. Она вызвала этого мальчика к себе (назовем его Али), поговорила с ним и узнала, что его в буквальном смысле избивает одноклассник Магомед. И как вы думаете, какие дальше были ее действия? Она подключила к этим разборкам учительницу, а та — родителей. И началась «необъявленная» война. А ведь проблему она могла решить за 10 минут, пригласив к себе Магомеда и сказав ему, что он, оказывается, такой хороший, заботливый, во всем помогает Али, у которого отец трудится на Севере, а мать занята младшим братом. И Магомед делает доброе дело тем, что помогает своему другу в учебе и домашних делах. Таким образом, психолог помог бы подружить этих мальчиков, и все были бы довольны и счастливы.
— Я думаю, что каждый педагог должен быть психологом. В моей педагогической практике тоже был подобный случай. В одно время наша школа работала в три смены, классы были переполнены. Зимой темнеет быстро, и одни из великовозрастных детин, своего рода Фонвизинский Митрофанушка, придумал одну забаву: выключал свет в школе во время большой перемены. Девочки визжали, начиналась суматоха, неразбериха. Я вызвала его к себе и начала такой разговор: «Ты наверняка слышал, что какой-то хулиган в школе выключает свет, вносит сумятицу и страх в душах детей, найди его, пожалуйста, разберись с ним по-мужски, а потом мне расскажешь о своих разведывательных действиях».
Он охотно согласился, и с этой поры хулиганские действия с его стороны прекратились. Через время он подошел ко мне и доложил, что нашел того нарушителя порядка, с ним поговорил, и тот обещал вести себя достойно.
Хороший учитель все проблемы детские должен решать сам, а родителей подключать в последнюю очередь. В нашем классе у одной девочки погиб отец, а в коллективе она самая ранимая и очень впечатлительная натура. Я поговорила со своими учениками, и они взяли над ней шефство, стали опекать её, постоянно что-нибудь придумывали, чтобы она как можно меньше оставалась дома, среди опечаленных родственников. Чувство коллективизма надо прививать с пеленок, не зря же раньше в ходу был такой девиз: «Один за всех, и все за одного».
— Насколько я знаю, в школе вас боятся. Чем вы держите людей на расстоянии?
— Я не признаю панибратства. Любовь и панибратство – это разные понятия. Стараюсь быть всегда спокойной и при настроении. А мой строгий вид помогает мне держать дисциплину.
А еще я стараюсь подмечать в детях чувство юмора. На днях девочки на уроке приготовили салаты. Я предложила им угостить мальчишек, а один из моих учеников скептически посмотрел на блюдо и ёмко высказался: «Спасибо, но я лучше дома у профессионала пообедаю, чем угощусь у дилетанта-повара». Вот такие юмористы учатся в моём классе, и это меня радует.
Не признаю критиканов и нытиков. Дела надо делать быстро. Не зря же психологи отметили одну главную особенность деловых людей. Важно — начать. Чтобы не застрять в планах и мечтах, нужно быстрее переходить к делам. Есть наблюдения — если вы что-то задумали и в течение 48 часов перешли к действиям, к реализации, — ваши планы что-то стоят. Если вы подумали, но все откладываете и так ничего и не начали делать, ваши планы так и не осуществятся.
Итак, торопитесь сделать первый шаг, осуществить хоть какое-то, но конкретное дело.
Вера ЛЬВОВА
Фото автора