Взяться за написание этой статьи меня подтолкнул случай. Я стояла в московской подземке и ждала коллегу. Рядом со мной стояли две великовозрастные девицы и, по всей видимости, тоже в ожидании кого-то. У холодной стенки на раскладном стульчике расположилась худенькая старушка – божий одуванчик, торгующая семечками. В беленьких бумажных кулёчках был разложен товар на складном стульчике. Одна из девиц подошла к бабульке, взяла кулёчек и нагло сказала: «Мы сейчас проверим качество семечек».
Затем подошла к своей подружке и высыпала половину содержимого ей в руки. Когда семечки были разгрызаны, та же девица направилась ещё раз к бабульке и протянула руку к кульку со словами: «Что-то мы не распробовали…»
Я мгновенно подскочила к хулиганке и схватила её за руку со словами:
— Стоп! Сначала расплатись за тот кулёк, а потом подойдёшь за вторым.
— Что такое, а может быть у неё семечки протухшие, я же должна попробовать.
— Уже напробовалась. А если бы твоя бабушка сидела на таком холоде…
— Ещё чего, — перебила меня девица. – Станет моя бабушка торговать…
— Вот видишь, значит, твоя бабушка хорошая, а эта бабушка пусть себе сидит здесь и кормит таких как ты, наглых.
И вдруг девица меня послала так далеко, так нелитературно и грязно, что я даже дар речи потеряла. Она резко развернулась и вместе с подружкой направилась к выходу.
И вдруг сзади я услышала счастливый, тихий голосок.
— Спасибо, доченька, какая же ты добрая.
Я ошалело повернулась к бабуле.
«Вот те на, — мелькнуло в голове,– за один и тот же поступок меня полили ушатом грязных слов и тут же посыпали благодарностью».
Доброта – отзывчивость, сочувствие, готовность помочь… Так написано в словарях русского языка.
А как научить ребёнка таким прекрасным качествам? Вот об этом мы и говорили с заместителем директора пятидесятой махачкалинской школы имени Расула Гамзатова Хадижат Шахбановной Никатуевой.
— Воспитание личности приносит хорошие плоды только тогда, — чуть задумавшись, проговорила Никатуева, — если оно проходит в правильном эмоциональном тоне, если родителям и учителям удаётся сочетать требовательность, строгость и непременно доброту. Доброту в обязательном порядке!!! Ничего хорошего нельзя добиться требованиями и наказаниями, «страх наказания» — очень плохой помощник в воспитании.
И Хадижат Шахбановна привела пример из своей педагогической практики.
Она только начала работать в школе, опыта педагогического ещё не имела, поэтому была максималисткой. Считала, что строгостью и требовательностью добьется хороших результатов в воспитании школьников. Но был в классе мальчик, который вёл себя неадекватно. Он не дружил с дисциплиной. Мог несколько дней прогулять, а причин прогулов не объяснял. И однажды он явился после нескольких дней отсутствия на последний урок. Хадижат Шахбановна его поругала, но всё же посадила на место, дескать, после уроков поговорим.
Когда класс опустел, мальчик подошёл к учительскому столу, и устало, по-взрослому, сказал: «Если бы вы знали, сколько километров я прошагал, чтобы только увидеть вас, вы бы не были так строги ко мне».
Чуть позже она узнала историю брошенного ребёнка. У него не было нормальной семьи. Родители были в разводе, у матери на руках младенец, и она старшего сына отправила жить к родственникам, а он не хотел жить в чужом доме, учится в другой школе, и всё время убегал. Его находили, отправляли в ненавистный дом, который находился в селении, далеко от матери и любимой учительницы.
После того случая Никатуева дала себе слово относиться к каждому ребёнку с должным пониманием и уважением. Я бы сказала с добротой.
— Хадижат Шахбановна, писатель Чингиз Айтматов утверждал, что добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. Это как раз тот случай, о котором вы рассказали. Я часто выступаю в различных российских школах, и обратила внимание на то, что в дагестанских школах детей редко хвалят, а чаще ругают. Более того, даже могут ударить. Я думаю это от того, что учителя-женщины сами редко слышат дома слова любви и нежности. Есть же такое изречение: «Как учительница может научить своего ученика быть счастливым, если в жизни сама несчастна. Нельзя отдавать то, чего сам не имеешь».
— Полностью с вами согласна. Слушая вас, вспомнила русского педагога и психолога Лесгафта, который провёл исследования характеров школьников и вывел шесть различных типов. Он написал, что нормальный, добродушный характер формируется в семьях, где царит атмосфера любви, спокойствия, внимания, но где ребёнка не балуют и не нежат.
А если ребёнок «аномален», «злобно-забитый», озлобленный, злорадный, равнодушный к окружающим, — это означает, что он воспитывается в условиях чрезмерной строгости, придирчивости, несправедливости. Надо помнить, что при правильном воспитании личности надо делать акцент на самого воспитателя, будь то родитель или учитель. Я считаю, лучше всего об этом сказал педагог Андрей Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
— Я поняла вас. Приведу пример из своей жизни. На днях я с четырёхлетней внучкой Лизой ходила в супер-маркет, и всем продавцам дарила комплименты. У них же на бейджиках написаны имена, вот я по именам к ним обращалась и говорила, какие они красивые, вежливые, желала им любви, счастья, успехов в работе и процветания. Они мне в ответ мило улыбались и желали того же, чего я им нажелала. Удивлению Лизы не было предела, она спросила меня: «А разве ты их всех знаешь?», на что я ей ответила: «Скоро и ты их всех будешь знать, как только научишься читать их имена».
Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе…
— В вашем случае Вы подали положительный пример. Ваша внучка поняла, что быть вежливой, весёлой, приветливой, внимательной к другим – это приносит радость всем. То есть ребёнок получает положительное переживание и он захочет им насытиться, но человек –такое существо, которое никогда не может насытиться радостью, любовью и добротой. По мере накопления этих прекрасных качеств души, он сам начнёт светиться и отдавать этот свет окружающим. Первые ярко выраженные идентификации происходят у дошкольников с родителями. Дети подражают родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, одежде, занятиях. Также они усваивают внутренние черты характера родителей – их вкусы, отношения, способы поведения и так далее. Воспитатели детских садов знают о том, что дети невольно выдают своих родителей. Это значит, что рождение личности невозможно в одиночку, оно происходит только при наличии социума, хотя бы минимального. Дети, если в дошкольном возрасте мало играли в ролевые игры и тем самым мало воспроизводили поведение взрослых, хуже адаптируются к социальным условиям. Это мы, учителя, сразу замечаем, кто из детей посещал детский садик, кто сидел дома со взрослыми. В первом случае он быстрее адаптируется и ему в школе легко и привычно.
— Я могу назвать тысячи примеров, когда авторитетом – объектом поклонения и подражания — становились учителя и выпускники шли в педагогические вузы. И самое главное, что учителя их в школах «втягивали» в процесс учительства. Любимые ученики помогали учителям проверять тетради, читать вслух перед классом, когда учитель выходил из кабинета по своим неотложным делам, следили и ухаживали за цветами, помогали убираться в помещении. Я обратила внимание на то, что ваши ученики очень самостоятельные и демократичные. Не слишком ли много свободы вы им даёте?
— А Вы обратили внимание на то, что мои четвероклассники никогда не спешат домой, их силой приходится выпроваживать из школы. Дети ходят в школу с удовольствием, если им там интересно. Но до подросткового возраста дети не говорят: «Мне нужно учиться». Если в парке им интереснее, чем в школе, они выберут парк. Я стараюсь, чтобы подросток сам осознавал значение учёбы (мотив, цель), и научился подчинять себе свои мотивы. Умел управлять своими целями. Сам следил за собой, следил за своим внешним видом, сам выбирал себе правильных и нужных друзей, а класс (социальная среда) – это необходимое условие развития личности. Взросление – это рост осознанной самостоятельности. Поэтому я стараюсь не пропустить взросление учеников. Да, они у меня активные, без комплексов, разговорчивые и очень добрые. Не зря же говорят, что пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания.
— Я в этом убедилась во время нашей встречи с ними. Также меня обрадовал тот факт, как они окружили любовью афганского подростка, приехавшего учиться в Махачкалу из Лондона. Они быстро с ним подружились, стали вместе петь песни на английском языке, вовлекли его в свою компанию.
— Я придерживаюсь девиза: «Чтобы я ни делала, количество добра в мире должно увеличиваться». Доброта, выказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему. И я стараюсь привязать к себе своим добрым отношением и детей, и учителей, и своих родных.
— И меня вы привязали к себе крепко. Я испытываю искреннюю радость не только от общения с Вами, а от сотрудничества. Вместе можно сделать больше, чем одному.
Меня радует даже то, что дверь вашего класса всегда открыта, и у Вас нет секретов ни от кого в деле воспитания подрастающего поколения. Спасибо за умение дарить добро людям.
Вера ЛЬВОВА