Над нашей страной витает призрак… Нет, не коммунизма, а приближающегося и, как говорят, неизбежного, дефолта.
Дефо́лт (англ. default — невыполнение обязательств) в экономической терминологии — это невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам. Дефолт может объявляться как компаниями, частными лицами, так и государствами («суверенный дефолт»), неспособными обслуживать все или часть своих обязательств.
Иными словами – это банкротство. Если в поисковой системе «Яндекс» вы наберете слово «дефолт», то первым выйдет словосочетание «дефолт в России в 2014 году». То есть, в общественном сознании эта проблема признается и она занимает львиную часть тревожных дум «о судьбах России» ее непосредственных граждан.
Россия в новейшей истории пережила два дефолта – в 1998 и 2008 годах. Обычно всё начинается с обвала курса рубля, краха банковской системы, как следствие, массовые увольнения и сокращения, заморозка инвестиционных проектов и прочие беды.
Если мы взглянем на экономическую ситуацию в России не через розовые очки Первого канала, а хотя бы сквозь призму сухой ленты новостей «Ведомостей», то заметим, что последние год-два иностранные портфельные инвесторы на фондовых биржах сбрасывают пакеты акций российских компаний, включая так называемые голубые фишки. Минэкономразвития России еще в 2013 году признал де-факто стагнацию экономического развития и промпроизводства в стране. В прошлом же году Дальний Восток России накрыла волна чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Для ликвидации последствий этих ЧС из российской казны потребуется не один десяток миллиардов рублей. Прибавьте к этому траты на проведение зимней Олимпиады, ежегодное решение вопросов безопасности на Северном Кавказе, резонную поддержку курса Януковича на Украине и прочие международные обязательства России, то вы получите… январское падение курса рубля.
Нет, ослабление национальной валюты всегда благотворно влияет на национальную экономику, но влияет ли оно так же хорошо на кошельки рядовых граждан? Единственная надежда на устойчивость цены на баррель российской нефти. Поэтому в будущее мы смотрим со сдержанным оптимизмом. И хотя нам нечего терять, кроме своих цепей, но россиянам Юга России все же придется потуже затянуть и без того затянутые пояса. Уже нам недвусмысленно сказано, что на стратегии развития СКФО и проекты президентов в СКФО федеральный центр денег не даст. Даже финансирование ФЦП «Юг России» вроде бы уменьшили почти в два раза.
В общем, по нашей стране ходит призрак дефолта. Хотя, почему только по нашей? Европа тоже в нервном ожидании. Тучные годы канули в Лету.