Для неискушенного подобными явлениями жителя столицы новость прозвучала как легкая издевка, которой вскоре поспешили придать окрас провокации. Что самое интересное, сделали это многие уважаемые в самой же кавказской среде люди. Причем слаженность и «причесанность» их высказываний заставила задуматься над одним важным, но довольно наивным вопросом: есть ли нынче в кавказской общественной среде действительно яркие лидеры, способные отстоять общественное мнение, которое временами упирается в чужие интересы?
Говоря о лидерах, я имею в виду тех, кто способен стать в стране голосом не только Кавказа, но и куда более обширной аудитории, которая так или иначе не вписывается в концепцию общественного развития современной России, чьи границы в последнее время все четче прочерчиваются лозунгом «Россия для русских!».
История с митингом, который мэрия Москвы не согласовала, продемонстрировала, что таких лидеров без какой-либо привязки к государству либо зависимости от кого-то «свыше» в России нет. Нет того, кто сможет совершенно открыто и громогласно заявить: «Ребята, вы считаете так? Ладно, но мы придерживаемся другой позиции. Поэтому давайте искать компромисс».
Да, есть отдельно взятые личности на информационном поле. Но именно личности, отстаивающие свое и только свое собственное мнение, а не представители, стоящие во главе интересов всех остальных.
И тут тяжело определить: либо таких людей совсем нет, либо есть, но они не задействованы, либо же есть, они задействованы, но используют для своей работы не те средства, которые производят, как у Винни-Пуха, не тот мед, т. е. эффект.
Повторюсь, я сейчас говорю о лидерах не на государственном уровне, а на общественном.
Возможно, их отсутствие связанно с тем, что до сих пор потребности в них не наблюдалось, а возникла таковая только в последние годы, когда российская либеральная общественность и массмедиа вооружились кавказской риторикой в информационном противостоянии с президентской пропагандой. В итоге потребность возникла, а реакции на нее не последовало, в результате чего над российскими городами все чаще начали возвышаться черно-желто-белые имперские флаги, а власти, видя в лице этой массы электорат, стали более сговорчивыми во многих вопросах. Например, в таких, как запрет на строительство мечетей во многих городах России. Ношение хиджабов в учебных учреждениях относится к той же опере.
На фоне всего этого дефицита личностей белым пятном, ведущим к концу бескрайнего тоннеля, стал известный адвокат Мурад Мусаев. Причем стал, возможно, не вполне осознанно.
Его судебная тяжба с Мосгорсудом по делу Темирханова, как и последующие события, связанные с обвинением в подкупе свидетелей, стали напоминать эдакий спектакль одного актера, где есть определенная труппа, заточенная под одно лицо – настоящего артиста.
Почему именно Мусаев? Это единственный человек на моей памяти, вокруг которого объединились (причем совершенно автономно) десятки тысяч людей с разных концов страны. Собственно, это и подтвердил спонтанный и довольно массовый флешмоб «Руки прочь от адвоката!», устроенный неравнодушными к его судьбе интернет-пользователями.
Мусаев сумел создать себе благоприятный имидж. А циничная топорность работы гособвинителя, как и яркая, интеллектуально тонко выстроенная работа господина Мусаева со СМИ в ходе упомянутого судебного разбирательства, подогрели интерес общественности к его персоне.
Окончательно ее симпатиями Мусаев завладел, добившись отмены решения Октябрьского районного суда Новороссийска о признании экстремистским Корана в переводе Эльмира Кулиева. Именно этот шаг, даже вопреки желанию самого Мусаева, позволил возложить на него определенные надежды, как на некого знаменоносца – хорошо образованного, воспитанного, наделенного даром ораторского искусства, аристократичного по своим манерам лидера. Т. е. того, кого в принципе в России не принято связывать с Кавказом. А уж поддержка адвокатской дружины в том самом пресловутом деле о подкупе свидетелей окончательно утвердила его на этих позициях.
Сегодня Мусаев представляет собой довольно-таки активно растущую политическую силу, которую силовики хотят срезать, пока она не обросла мясом. В этой ситуации довольно логичным выглядело бы участие Мусаева в качестве одного из организаторов митинга, либо хотя бы его представительского лица. Это значительно добавило бы вистов и самому мероприятию, которому на бумаге определенно не хватает лидера, и адвокату, который пока все же сторонится излишней публичности.
Если митинг все же рано или поздно состоится, то буча, судя по всему, поднимется не шуточная. В этой связи важно, чтобы он не напоминал унылый концерт Криса Кельми в каком-нибудь захудалом концертном зале «Заря». Иначе то, что будет организовано во имя прав и интересов людей, обернется кошмаром для них же. Ведь, как очень точно подметил известный миллиардер, владелец крупнейшей в стране торговой сети «Магнит» и футбольного клуба «Краснодар» Сергей Галицкий, «москвичи привыкли, что провинциалы не вякают». А московский истеблишмент дерзил не прощает.