Месяц поста. Месяц благих дел. Месяц обуздания своих страстей
Месяц угощений и братской поддержки. Месяц поклонения Всевышнему в соблюдении еще одного столпа Ислама.
У человеческого тела есть свои потребности. Но человек создан таким, что он в силах их контролировать и не быть рабом собственных пристрастий. Она совсем рядом, вода – холодная, свежая, желанная. И еда тоже недалеко, достаточно пройти к холодильнику. Но мусульманин не ест и не пьет, ибо таково повеление нашего Творца.
Это очень зримый пример: сознательно не делать того, что вполне доступно и «технически» близко. Не делать, даже если «другие не видят». Не потому что «люди не поймут». И не потому, что палач сбоку угрожающе застыл с мечом в руке.
Не делать исключительно из покорности Всевышнему.
Это и есть смысл жизни мусульманина – ради Всевышнего Аллаха.
Все остальные мотивы отодвигаются в сторону – страсть к накопительству, тщеславие, похоть, «почетная грамота Госсовета», злобная вспыльчивость, лайки на своей интернет-страничке, комплименты окружающих, «бурные аплодисменты в зале» и т.д.
Похожим образом можно удержаться и от прочих соблазнов. От злодеяний и жадности. От желания посплетничать. От недозволенных развлечений. Наши намерения, наши взоры, наши доходы и расходы, наши дела и поступки – всё можно удерживать от греховного и запретного.
И мы не умираем от этого – так же, как не умираем, воздержавшись от еды и питья до захода солнца. «Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для неё. Каждой душе — то, что она приобрела: награда за добро и наказание за зло» (Коран, 2:286, смысл части аята)
И это не способ самоутверждения человека и не реализация собственных амбиций. Да, очень важно, чтобы собственная религиозность не стала предметом гордыни и высокомерия: «Какой же я молодец на фоне этих уродов вокруг, погрязших в низменных инстинктах».
Цель – не самовлюбленность и не спесивое чванство.
Всё делается из богобоязненности, надежды и любви к Аллаху.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) однажды спросил людей: «Знаете ли вы, кто такой неимущий?»
Они ответили: “Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества”.
Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в День воскрешения принесет с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого.
И тогда придется ему отдать из своих благих дел одному, потом другому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!».
(Муслим. Сахих. – № 6744; Тирмизи. Сунан. – № 2603; Ахмад. Муснад. – №№ 8250, 8638, 9077)
Но и грешников обнадеживает Всевышний:
«Скажи, о Мухаммад, передавая слова Аллаха: «О Мои рабы, которые совершили грехи, преступая все границы дозволенного, не теряйте надежды на милость и пощаду Аллаха. Он прощает все грехи. Поистине, Он — Единый, Прощающий, Милосердный!» (Коран, 39:53, смысл аята)
Альберт Мехтиханов