70 лет назад произошла трагедия крымско-татарского народа, который в полном составе был изгнан со своих родных земель силой государственной власти. Только спустя несколько десятилетий крымские татары смогли вернуться на родину. О подробностях трагедии и поведает эта публикация.
Вторая мировая война вообще искорежила жизни миллионов, десятков миллионов людей. В водовороте событий оказались множество этносов: люди, в том числе представители мирного населения, гибли под бомбежками, преследовались по национальному признаку, покидали родные места.
Одним из последствий стала драма крымско-татарского народа.
Еще в досоветскую эпоху они жили на своей родине – в Крыму. В каком-то смысле коренными на полуострове могут считаться именно крымские татары – в том смысле, что они вобрали в себя остатки древних этносов Крыма, при этом отатарив их и исламизировав. Произошло это примерно так. Пришельцами в Крым в XIII веке была часть предков крымских татар — кипчаки. Еще ранее в Крым пришли тюркоязычные хазары и печенеги. Они ассимилировали большую часть ранее жившего на этих территориях населения. Крымские татары как этнос сформировались именно в Крыму и на прилегавших к нему территориях Крымского ханства.
В 1917 году в России произошла Октябрьская революция, а затем началась Гражданская война. Жители Крыма в полной мере ощутили её тяготы на себе. Наконец, 18 октября 1921 года— образована Автономная Крымская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.
В 1921 — 1923 годах по Крыму пронесся массовый голод, унёсший более 100 тыс. жизней (из них более 75 тыс. крымских татар).
Следующими драмами стала коллективизация, репрессии, а затем Великая Отечественная война. Уже осенью 1941 года Крым был оккупирован гитлеровскими войсками. С 1941 по 1944 год на полуострове хозяйничали немецкие нацисты.
В 1944 году Советская армия освободила Крым, и в мае того же года было принято суровое Постановление Государственного Комитета Обороны СССР — о поголовном выселении крымских татар с полуострова.
Чем оно было мотивировано? О крымских татарах было заявлено, что они «изменили Родине» и перешли «на сторону противника».
О чем идет речь? Несколько тысяч крымских татар в период немецкой оккупации носили форму Третьего Рейха, в том числе около 10 тысяч человек служили в полиции. Чем было вызвано такое решение?
По ту сторону фронта
Во многом хитроумной национальной политикой немецких оккупантов. Они изначально преподносили себя татарам в качестве этаких «добрых освободителей крымчан от большевистского ига», восстанавливали права и свободы (притесняемые при Советской власти) – на землю, на предпринимательство, на открытое вероисповедание и т. д. И даже пообещали «решить, наконец, вопрос об их самостоятельности» — в виде протектората в составе Германской империи. Одним словом, старались быть этакими добрыми друзьями крымских татар.
В одном из приказов командующего 11-й армией вермахта генерала Манштейна отмечалась задача максимально расположить к себе крымско-татарское население: «Всем задействованным войскам против партизан ещё раз довести до каждого, что в этом деле важна помощь гражданского населения, особенно татар и мусульман… Для этого необходимо не допускать каких-либо неоправданных действий против мирного населения. Особенно требуется корректное обращение по отношению к женщине. Необходимо постоянно уважать семейные традиции татар и мусульман и их религию. Также требую неукоснительного уважения к личному имуществу, сохранности скота, продовольственных запасов сельских жителей».
Для некоторых татар это оказалось убедительным.
Однако можно ли сказать, что какой-то народ (из числа жителей СССР) на оккупированных землях в полном составе избежал сотрудничества с гитлеровцами?
Для сравнения. На территории Генерального округа «Беларусь» к 1943 г. в различных полицейских структурах находилось около 50 тысяч человек. Общая численность украинских охранных батальонов оценивается в 35 тыс. человек, это не считая подразделений украинской полиции на оккупированной территории.
По некоторым данным, в ходе Второй мировой войны через вермахт, СС и различные пронемецкие военизированные и полицейские формирования за годы войны прошло:
310 000 русских, 250 000 украинцев, 70 000 белорусов, 70 000 казаков, 150 000 латышей, 90 000 эстонцев, 50 000 литовцев, 70 000 среднеазиатов, 30 000 северокавказских народностей и многие другие.
Таким образом, отнюдь не только крымские татары оказались замешаны в сотрудничестве с Рейхом. Среди сотрудничавших немало представителей народов, которые в итоге не были депортированы со своих земель.
К февралю 1942 года число вооружённых и вспомогательных из числа крымских татар достигло около 19 тыс. человек: части 11-й армии и ротах СД (около 10 тыс. человек), участники отрядов самообороны (около 4 тыс. человек) и около 5000 резервистов. Резервисты и участники отрядов самообороны не принимали участия в боевых действиях, но по задаче немецких генералов они должны были оказывать сопротивление советским партизанам, когда те входили в татарские села в поисках продовольствия.
Примечательно, что многие, реально сотрудничавшие с немцами, крымские татары депортации не подверглись: они успели покинуть Крым, а в Германии из их числа был создан Татарский горно-егерский полк СС.
В их отсутствие удар репрессивной машины обрушился на всех остальных. На весь народ. Бабушка, которая при любой власти тихо доила корову и подметала двор. Сельский труженик, который возделывал землю и пас скот. Учитель, так же продолжавший рассказывать, что Днепр впадает в Черное море. Врач, который не спрашивал пациентов о партийности. И даже малые дети, ничего не мыслившие в разнице общественно-политических режимов.
Претензии к конкретному человеку заключались не в том, что он сотрудничал с нацистами – лично он, вполне вероятно, и не служил у нацистов. А вот то, что он был крымским татарином, — да, оказалось очень тяжкой «виной».
Более того, депортации подверглись и те крымские татары, которые воевали против Гитлера. Настоящим шоком стала новость о переселении в Среднюю Азию и за Урал для крымско-татарских партизан, которые воевали в Крыму против нацистов в составе партизанских отрядов. В ноябре 1941 года в Крымских горах действовало 27 партизанских отрядов общей численностью более 3,4 тыс. человек (из них около тысячи — военные и более 50% — этнические крымские татары). Руководитель восточного соединения партизан — татарин коммунист Рефат Мустафаев, северного соединения — комиссар Селимов.
Количество это менялось: партизаны гибли, получали ранения, кроме того, часть из них не выдерживала тягот нелегального образа жизни в лесах и возвращалась домой. Но и в январе 1944 г., по данным партийного архива Крымского обкома Компартии Украины, в Крыму насчитывалось 3733 партизана, из них русских — 1944, украинцев — 348, татар — 598.
Ещё большее количество крымских татар воевали против нацистов в рядах Советской армии. Им также было запрещено после войны вернуться в родные края. А всего в места депортации было отправлено 8 995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.
На фронте до депортации они получали высокие правительственные награды СССР. Звания Героя Советского Союза получили Абдураим Решидов, Абдуль Тейфук, Узеир Абдураманов, Сейинафе Сеитвелиев, Ибраим Беркутов, Фетислам Абилов, награжденный 3 орденами Красного Знамени и 3 орденами Красной Звезды Эмир Чалбаш, Герой Польши Умер Адаманов, кавалеры орденов Славы 3-х степеней, приравнивающихся к Героям Советского Союза Сеит Абдураманов, Насибулла Велиляев, Бахий Сетаров, Абдулла Умеров, Сабри Афузов. Некоторые из них погибли на фронтах Великой Отечественной.
Особая речь об Амет-Хане Султане (наполовину нашем земляке – полулакце/полутатарине). И он не имел возможности вернуться в родные края: Амет-Хан Султан родом из Алупки (Крым). В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК Компартии Украины. Однако письмо тогда осталось без ответа.
Таким образом, не только неучастие в немецких подразделениях не освобождало от депортации, но даже и храбрая служба в Вооруженных силах СССР или в партизанских отрядах против гитлеровцев. Факт принадлежности к «крымско-татарским предателям» оказывался важнее.
18 – 20 мая 1944. Трагедия
Операция по депортации из Крыма началась рано утром 18 мая 1944 года и закончилась 20 мая. Для её проведения были задействованы войска НКВД в количестве более 32 тысяч человек. Депортируемым отводилось от нескольких минут до получаса на сборы, после чего их на грузовиках транспортировали к железнодорожным станциям. Оттуда эшелоны с конвоируемыми отправлялись к местам ссылки.
По воспоминаниям очевидцев, тех, кто сопротивлялся или не мог идти, иногда расстреливали на месте. В дороге ссыльных кормили редко и зачастую солёной пищей, после которой хотелось пить. В некоторых составах ссыльные получили еду в первый и в последний раз на второй неделе пути. Умерших наспех хоронили рядом с железнодорожным полотном или не хоронили вообще.
Из воспоминаний переживших депортацию:
«Утром вместо приветствия отборный мат и вопрос: трупы есть? Люди за умерших цепляются, плачут, не отдают. Солдаты тела взрослых вышвыривают в двери, детей – в окно… »
«Медицинского обслуживания не было. Умерших выносили из вагона и оставляли на станции, не давая хоронить».
«О медицинском обслуживании и речи не могло быть. Люди пили воду из водоёмов и оттуда запасались впрок. Воду кипятить возможности не было. Люди начали болеть дизентерией, брюшным тифом, малярией, чесоткой, вши одолевали всех. Было жарко, постоянно мучила жажда. Умерших оставляли на разъездах, никто их не хоронил».
«Через несколько дней пути из нашего вагона вынесли умерших: старушку и маленького мальчика. Поезд останавливался на маленьких полустанках, чтобы оставить умерших. …Хоронить не давали».
В телеграмме НКВД на имя Сталина указывалось, что выселению подверглось 183 155 человек. Это не считая сражавшихся в действующей Советской армии, которые были депортированы после демобилизации в 1945 году. По официальным данным, в дороге погиб 191 человек.
После депортации
Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944 — 45 годах. По данным официальных органов УзССР, только «за 6 месяцев 1944 года, то есть с момента прибытия в Узбекистан и до конца года, умерло 16 052 чел. (10,6 %)».
В течение 12 лет до 1956 года крымские татары имели статус спецпереселенцев, подразумевавший различные ограничения в правах, в частности запрет на самовольное (без письменного разрешения спецкомендатуры) пересечение границы спецпоселения и уголовное наказание за его нарушение. Известны многочисленные случаи, когда люди приговаривались к многолетним (до 25 лет) срокам лагерей только за то, что навещали родственников в соседних посёлках, территория которых относилась к другому спецпоселению.
После депортации крымских татар в Крыму были переименованы все (за исключением Бахчисарая, Джанкоя, Ишуни, Саки и Судака) населённые пункты, названия которых имели крымско-татарское происхождение. То есть были переименованы более 80% от общей численности населённых пунктов Крыма.
Массовое возвращение народа в Крым началось лишь в конце «перестройки» — в 1989 году.
Крым в составе Российской Федерации
Отношение совершенно иного характера к крымским татарам продемонстрировал недавно глава Российской Федерации Владимир Путин. Он прямо признал несправедливость депортации, а также заверил:
«Да, был период, когда к крымским татарам, так же, как и к некоторым другим народам СССР, была проявлена жестокая несправедливость. Скажу одно: от репрессий тогда пострадали многие миллионы людей разных национальностей, и прежде всего, конечно, русских людей. Крымские татары вернулись на свою землю. Считаю, что должны быть приняты все необходимые политические, законодательные решения, которые завершат процесс реабилитации крымско-татарского народа, решения, которые восстановят их права, доброе имя в полном объёме.
Мы с уважением относимся к представителям всех национальностей, проживающих в Крыму. Это их общий дом, их малая Родина, и будет правильно, если в Крыму – я знаю, что крымчане это поддерживают, – будет три равноправных государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский».
Альберт Мехтиханов