Мы часто слышим о наших земляках, волею судьбы покинувших свой родной край, живущих в других республиках и странах, не забывающих при этом о своих корнях и любви к родине. Почти в любом уголке мира можно встретить дагестанца, будь ты в Европе, Азии, Австралии. Так, к примеру, по данным переписи населения Республики Беларусь за 2002 г., дагестанская диаспора в этой стране составляет 4870 человек, из них 2100 являются гражданами Белоруссии. Особенно важно, что дагестанцы уважают законы и порядки страны проживания и пользуются в Белоруссии высоким авторитетом. Об этом и многом другом нам подробнее расскажет наш 24-летний земляк, блогер, примерный семьянин Ибрагим Саламов, временно проживающий в белорусском городе Гродно.
— Добрый день, Ибрагим! Вопрос, который наверняка хотел бы задать тебе любой дагестанец: как ты оказался в Белоруссии? Что явилось причиной переезда?
— Я приехал в Беларусь со своей женой и дочерью, чтобы поступить на врача. Можно было бы, конечно, отучиться и в России, но на то, чтобы приехать сюда для получения образования, у меня было несколько причин. До медуниверситета я отучился в Калуге в медколледже на фельдшера «скорой помощи». Так как при его окончании у меня был не детский возраст, решил не рисковать с ЕГЭ. Я был не совсем уверен в том, что его сдам. Одновременно готовился к последним экзаменам медколледжа и к тестированию для поступления в Беларуси. Сдал все тесты, и меня приняли, как бы приняли самого обычного белоруса. А поступил я в Гродненский медицинский университет чуть больше полутора года назад, то есть в сентябре 2012 года. Этот университет один из самых известных и уважаемых в Европе. Второй же причиной выбора именно белорусского университета явилось то, что в Белоруссии все строже: и проверки, и учеба, и твоя жизнь, там не дадут спуску ни одному студенту. Едешь в Беларусь? Забудь халяву!
— Расскажи о Белоруссии. Что тебя удивило больше всего, когда ты переехал туда жить?
— Дороги, они тут просто идеальны. Города, они тут чисты и красивы! Архитектура здесь по европейскому типу: мощеные дороги на некоторых улицах Гродно и множество красивых домов. Это очень радует глаз. В Беларуси очень тихо и спокойно. Можно гулять ночью, не боясь за свою безопасность.
— Как устроилась твоя семья? Требования к коренным жителям и эмигрантам одни и те же?
— Не совсем. Мы сделали временную регистрацию на год, и так каждый год. Честно говоря, очень утомляет бумажная волокита, которая обязательна для получения регистрации иностранцу. Но после получения регистрации — все так же, как и для граждан Белоруссии. 5 административных нарушений для людей с временной регистрацией чревато депортацией на родину.
— У тебя много знакомых дагестанцев, живущих там?
— Нет. Есть в Гродно два парня, выступающие за город и за Беларусь в целом по вольной борьбе. Отличные ребята, тренируются, живут, временами навещают родственников в Дагестане. Я был бы рад познакомиться с дагестанцами, но нас в Беларуси, к сожалению, не так много.
— Твои белорусские друзья слышали про Дагестан?
— Они о Дагестане знают из Интернета, и приезжать пока в нашу республику не хотят, так как начитались о том, что у нас гражданская война и много взрывов. Я их уговариваю, но пока безрезультатно.
— Расскажи, а есть там скинхеды и проблемы национального характера? Какое отношение к небелорусам? Как лично к тебе относятся, зная, что ты дагестанец?
— Город, где я учусь и проживаю – Гродно — является культурной столицей Беларуси, и это не пустые слова! Реальность такова, что белорусы против скинхедов и прочих ультрарадикалов. В первый год учебы парни с моей группы относились ко мне настороженно, воспринимали как типичного "хача", но прошло некоторое время, и вот теперь мы хорошие друзья. В большей степени они знакомы со стереотипами о нас, которые очень часто обсуждаются в социальных сетях. Теперь же знают, какие мы — настоящие дагестанцы.
— Насколько отличается менталитет жителей Белоруссии от российского? Что можешь сказать о людях, об их особо примечательных качествах?
— Люди тут резко отличаются от россиян. Они добрее, вежливее. Любой белорус — он как смесь кавказского гостеприимства и настороженности москвича. Люди общительные, но не настолько, как в Дагестане. В Дагестане можно подойти к любому прохожему, поздороваться, поговорить, или я ошибаюсь и «цивилизация» дошла и до нас? В Белоруссии же, в троллейбусе, на учебе, на работе, просто на улице — люди учтивее, любезнее, но настороженнее, на улице не принято разговаривать с незнакомыми людьми.
— Как страна на тебя повлияла, изменила?
— Я понял, что мы — россияне, в некоторой степени нетолерантны. Здесь же в университете учатся туркмены, таджики, индусы, нигерийцы, сомалийцы, сирийцы, славяне и кавказцы. Если бы все это было в России, то чуть ли не каждый день мы бы слышали о том, что кого–то побили или что будет драка с туркменами… Тут такого нет. Иногда допускают колкие шутки насчет внешнего вида человека, но все это ничего, в сравнении с тем, что творят в этом плане в России. Я понял, что не должен подавать плохой пример; больше проникся к людям — не кавказцам; понял некоторые важные вещи: надо найти себя в этой жизни и все время развиваться качественно, а не количественно — это на самом деле очень важно в наше время.
— Думаю, нашим читателям будет интересно знать, чтишь ли ты наши традиции вдалеке от дома, говоришь ли на родном языке, умеешь ли танцевать лезгинку, есть ли у тебя посаженная «Приора» и красные мокасины.
— Я единственный дагестанец на весь гродненский медуниверситет и не могу допустить чего-то, что могло бы негативным образом отразиться на имидже Дагестана. Хватит того, что мы творили в Калуге: лезгинка, разборки, те же мокасины (но не красные!). Когда приехал сюда, я уже был взрослым человеком и прекрасно понимал, что должен показать свою родину только с лучшей стороны. Я Дагестанец, который старается быть примерным белорусом. Мне тут не раз говорили, будто даже не думали, что бывают дагестанцы без длинной бороды, без «Приоры» и т. д. Традиции чту, на родном для меня языке – кумыкском — говорю свободно, по пятницам хожу в единственную мечеть в Гродно, чтобы помолиться. Когда появляется возможность, рассказываю о наших обычаях и традициях своим друзьям, приглашаю на хинкал.
— Какие у тебя планы? Думаешь вернуться в республику?
— Планирую стать хорошим врачом — кардиологом или анастезиологом, вернуться в Россию, в Калугу для повышения своих практических навыков, затем уже хорошим специалистом с европейским стандартом знаний в своей сфере вернуться в Дагестан. Есть желание сделать много полезного для людей. На сегодня мне ясно одно: надо улучшить качество медицинского обслуживания в Дагестане, и мне хотелось бы внести в это улучшение свою лепту! Для меня это очень важно.
— Большое спасибо тебе, Ибрагим, за информативную и интересную беседу!
— Я бы, в свою очередь, хотел выразить отдельную благодарность всем моим друзьям в «twitter», они поддерживают меня, и, наверное, ведение блога — это своего рода успокоительное для меня.
Эльза Чубанова