О перипетиях выпускника вуза на пути к карьерному счастью
Какие умения и знания, кроме узкопрофессиональных, нужны современному выпускнику вуза, чтобы успешно трудоустроиться? Многие работодатели и эксперты сходятся в одном — нужно научиться навыкам самопрезентации.
С экономической точки зрения, специалист — это человек, который производит и реализует профессиональные услуги в качестве специфического товара. А любой товар, как нам известно, нуждается в грамотном самопродвижении: чтобы он стал узнаваемым, чтобы о нем говорили, чтобы появились первые покупатели. Сарафанное радио начнет работать не сразу, для первого шага к большому спросу необходимо грамотно преподнести все преимущества широкой публике.
В крупных организациях на эту цель работает целый штат специально обученного персонала, выпускник же должен быть сам себе пиарщиком, маркетологом и менеджером.
НАУЧИТЕСЬ НАЛАЖИВАТЬ СВЯЗИ — И БУДЕТ ВАМ СЧАСТЬЕ
От умения общаться и располагать к себе людей во многом зависит, насколько быстро мы сможем достичь своих целей. Этот навык, наверное, чуть ли не самый необходимый во всех сферах нашей жизни, а в карьере вообще составляет половину успеха. И чем раньше вы овладеете им — тем лучше.
“Считаю, что самое ценное, что может дать университет, помимо самого образования — это возможность создавать сеть важных знакомств. Университет — уникальная площадка, которая позволяет найти нужных людей, показать себя, отточить навык коммуникации до совершенства. Неправильно зацикливаться только на учебе, умение наладить контакт с самыми разными людьми — это навык, который выручит еще не раз в жизни. Всем, кто еще учится или только собирается стать студентом, посоветовал бы активнее участвовать в различных студенческих движениях и мероприятиях, конференциях, круглых столах, в общем, заводить больше приятельских отношений!” – говорит выпускник ДГУ Шамиль Расулов.
И в самом деле, университет — это особая среда. В каком еще месте собирается СТОЛЬКО разных, совершенно не похожих друг на друга по характеру, привычкам, мировоззрению, взглядам на жизнь людей? Главное — много общаться! Увы, замкнутым людям намного труднее хорошо устроиться в жизни, мир принадлежит экстравертам, как говорится.
Но и после выхода из стен альма-матер важно не выпадать из профессионального сообщества, иначе велик риск остаться за бортом. Нужно быть постоянно на виду, постоянно быть заметными и во всемирной паутине, и в офлайн. Сегодня знакомства с новыми людьми значительно упрощает Интернет, и не использовать этот ресурс — глупо. Участвуйте во всех важных обсуждениях, где могут быть потенциальные работодатели, размещайте свои публикации, показывайте свою компетентность и заинтересованность.
РЕЗЮМЕ: КАК ОНО РАБОТАЕТ?
Пожалуй, резюме является своего рода визитной карточкой соискателя, по которой у работодателя складывается первое впечатление. Причем времени на рассмотрение каждой заявки выделяется не так уж и много — от 20 секунд до 3 минут. О том, как правильно составлять его, существует уже множество рекомендаций, поэтому здесь будет лучше всего просто указать, чего не следует писать, чтобы ваши шансы возросли.
Во-первых, явно не в вашу пользу будут говорить грубые ошибки. Если сомневаетесь в своих знаниях русского языка, лучше заранее показать резюме корректору — это нетрудно сделать при наличии Интернета.
Во-вторых, не следует писать длинные и пространные резюме, указывать лишние подробности, не относящиеся к делу, указывать навыки и опыт, который не соответствует требованиям должности. Малая доля информативности, размытые цели и отсутствие точности приведет только к раздражению кадровика.
В-третьих, не стоит давать ложную информацию о своих профессиональных качествах и достижениях. Обман в 95% случаев выявляется при личной встрече, а если даже вы избежите этого и получите работу — всё равно тайное станет явным при выполнении рабочих заданий, и тогда неудобного положения уж точно не избежать.
Средний срок рассмотрения резюме составляет от 1 до 2 недель. Если по истечении этого срока ответа так и не последовало, вы можете позвонить в компанию и поинтересоваться, в чем дело. Кстати, по закону, работодатель обязан объяснить вам причину отказа. Согласно поправке статьи №64 Трудового кодекса РФ, действующей с июля 2015 года, работодатель несет административную ответственность, если в течение 7 дней не сообщит, почему отказывается принимать соискателя на работу.
УБОЙНАЯ СИЛА СОБЕСЕДОВАНИЯ
Главная причина нервных расстройств любого выпускника — подготовка к первому собеседованию. Встреча с глазу на глаз, ожидание каверзных вопросов под оценивающим взглядом, томительное ожидание “вердикта” — для новичка всё это действительно может стать серьезным испытанием.
О том, как не совершать распространенных ошибок, рассказала главный специалист по кадрам Залина Ибрагимова:
– Перед собеседованием тщательно изучите сферу деятельности компании, загляните на ее сайт, почитайте, хотя бы в общих чертах, ее историю, узнайте, каковы последние новости и изменения в ней. Неплохо было бы ознакомиться с общими тенденциями и положением на рынке. Когда человек приходит на встречу и даже не в курсе, чем занимается организация — это говорит о несерьезном подходе к делу и отсутствии заинтересованности. А если работодатель видит, что вы готовились к разговору, ему приятно, что уже настраивает на более благоприятное отношение.
Очень важно ни в коем случае не показывать свою неуверенность в себе. Еле слышное бормотание под нос, ерзание в кресле, бегающий взгляд, привычка перебирать что-то руками создает у работодателя впечатление, что вы сами сомневаетесь в своей компетентности и грамотности. Будь вы хоть семи пядей во лбу, но без умения четко и ясно выражать свои мысли, отвечать на вопросы по существу, вы мало чего добьетесь. Поэтому постарайтесь не перенервничать перед встречей, не нужно заранее готовить себя к неудаче, просто воспринимайте собеседование как обычный разговор двух взрослых людей, а не как допрос с пристрастием.
Нежелательно, чтобы разговор шел только в одностороннем ключе. Одна крайность — всё время перебивать собеседника и не давать ему вставить и слова. Другая — только самому отвечать на вопросы, не задавая встречных. Собеседование — не односторонний отчет, а конструктивный диалог, и если вы только поддакиваете, ничем не интересуясь со своей стороны, у работодателя может сложиться впечатление, что вы просто хотите побыстрее отвязаться.
ОСТОРОЖНО, ЛОВУШКА!
“Нашла объявление в газете: предлагали работу помощника руководителя. Помню, меня еще очень впечатлила предлагаемая зарплата и сравнительно небольшой список требований. Позвонила по номеру, пригласили на встречу. Когда пришла, оказалось, что попала в кадровое агентство, мне обещали помочь найти работу и за услугу запросили тысячу рублей. Согласилась, потому что работа была очень нужна, и надеялась, что мне помогут.
Прошло две недели, набираю номер “агента по рекрутингу”, а мне телефонный оператор отвечает, что аппарат вызываемого абонента недоступен. Из офиса эти “специалисты” тоже выехали, так что пытаться найти их — гиблый номер. Позже я узнала, что это один из излюбленных сценариев аферистов, которые неплохо наживаются на доверчивых соискателях”, — поделилась своей историей учитель английского языка Насият Омарова.
В условиях безработицы и нестабильной экономической ситуации жертвами таких фирм-однодневок могут стать не только вчерашние студенты, но и вполне взрослые люди с солидным опытом работы. Сомнение должны вызвать обещания баснословных гонораров при минимальных обязанностях или вообще отсутствие конкретности в обозначении требований, готовность сразу же предоставить рабочее место даже человеку без опыта работы, источник объявления — будь то сайт, газета или просто доска объявлений на улице — не вызывающий доверия.
Асият Ибрагимова