Образование – важнейший фактор стабильного развития Дагестана в условиях сложившейся глобальной ноосферы.
Термин «ноосфера» был введен в научный оборот в 1927 году французскими учеными Э. Леруа и П. де Шарденом, но активное использование этого понятия в научной практике связано с российским академиком В. И. Вернадским. Ноосферой Вернадский называл качественно новое состояние среды обитания человека – биосферы, – сформировавшееся под мощным воздействием осмысленной, разумной деятельности человечества.
Она, эта деятельность, направлена на преобразование, упорядочение, окультуривание окружающего мира в целях обеспечения высокого качества жизни мирового сообщества. Термин «ноосфера» является производным понятием от греческого слова «ноос», означающего в русском переводе – «разум». Разумная деятельность на протяжении тысячелетий постепенно изменила естественную природную биосферу. И сегодня можно утверждать, что мы де-факто живем в искусственном мире, сформированном человечеством.
Это мощная система городских и сельских поселений, сельскохозяйственных плантаций разного рода, водохранилищ, атомных и гидроэлектростанций, промышленных узлов и рудников. При этом они связаны между собой разветвленной сетью автомобильных и железных дорог, трубопроводов, линий электропередач, прочих инженерных коммуникаций.
Таким образом, ноосфера – это искусственно созданная человеческим разумом общая система обеспечения комфортного существования человеческого сообщества. Она позволяет эффективно использовать не только биологический ресурс планеты, но и, прежде всего, главное чудо органической жизни – сознание, разум человечества, его творческий потенциал, потенциал коллективного интеллекта биологического вида «гомо сапиенс». С такой точки зрения, ноосфера предстает перед нами в ином свете, это понятие становится объемным, охватывающим все стороны бытия, включая как природно-биологические аспекты жизнеобеспечения, так и социально-экономические, культурно-этические, информационно-технологические, мировоззренческие факторы цивилизационного процесса. Всё это обеспечивает постепенное упорядочение окружающего мира и самой общественной жизни.
Если перейти от общих рассуждений о путях человеческой цивилизации к конкретным проблемам Дагестана, не вписавшегося пока в мейнстрим мирового развития в условиях сложившейся глобальной ноосферы, можно сказать следующее. На нашей планете есть страны, благополучное существование которых как бы запрограммировано изначально, благодаря наличию у них мощных природных ресурсов. К числу их относится, в первую очередь, Россия, обладающая, по разным оценкам, от 30 до 35 процентов мирового природного потенциала. Но богатства эти распределены по территории страны крайне неравномерно, и Дагестан, к сожалению, явно обделен ими, в сравнении с рядом других регионов РФ.
Однако не следует драматизировать это обстоятельство, поскольку перед нами пример островной Японии, практически лишенной полезных ископаемых, сколько-нибудь значимых энергетических ресурсов, пахотных земель и т.п., но добившейся в 20 веке выдающихся успехов в сфере экономики и имеющей сегодня один из самых высоких в мире показателей качества жизни. Сравнение экономической ситуации в Японии и России убеждает, что главным ресурсом любой страны являются вовсе не полезные ископаемые, а интеллектуальная мощь народа, его трудолюбие и организованность.
К сожалению, громадный природный потенциал России сыграл негативную роль усыпляющего фактора, и наша страна, как это ни грустно признавать, перестала уделять должное внимание наращиванию человеческого капитала, сев на «нефтяную иглу». Дагестан же, оказавшись после развала СССР дотационным субъектом РФ, вовсе потерял интерес к интенсивному производительному труду, и по всем основным показателям качества жизни он занимает одно из последних мест в стране.
Чтобы выйти из столь плачевного состояния, народ Дагестана должен прежде всего четко осознать, что важнейшим рычагом, ухватившись за который можно изменить ситуацию, является мощный, генетически добротный человеческий фактор республики. Дагестанцы во все времена отличались ясным природным умом, твердостью духа, трудолюбием и природной мастеровитостью. В советский период в Дагестане скачкообразно повысился уровень общей культуры и образования населения, республика обрела значительный научный ресурс, создана хорошо отлаженная система среднего и высшего профессионального образования.
К сожалению, в смутные 90-е годы ситуация в образовательном пространстве республики заметно изменилась к худшему, и не последнюю роль в этом, как ни парадоксально, сыграла одна особенность дагестанского менталитета: каждый дагестанец считает, что нельзя никому ни в чем уступать, и поэтому даже самые бездарные из выпускников школ Дагестана (тем более их родители) полагали своим святым долгом, что называется, любой ценой поступать в престижные вузы, минуя ПТУ и техникумы. Главной целью молодых дагестанцев стало, с некоторых пор, не получение образования, а получение документа об образовании. Если в советское время вручение дипломов было закономерным итогом тяжкого добросовестного труда студентов на ниве познаний, то в нашу «демократическую» эпоху появились иные варианты получения документов, о которых в добрые старые времена никто и не помышлял.
Коррупция в сфере образования Дагестана постепенно приняла чудовищные масштабы, а качество подготовки специалистов резко ухудшилось. Не имея сколько-нибудь значительных природных ресурсов, Дагестан может постепенно лишиться и наращенного кадрового потенциала, в таком случае говорить о возрождении экономики региона просто не имеет смысла. Между тем, как было отмечено, главным ресурсом Дагестана является его пассионарный народ, который нуждается в добротном образовании. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, следует разработать и жестко осуществлять долгосрочную республиканскую программу системной борьбы с коррупцией в учебных заведениях всех уровней, функционирующих на территории Дагестана.
Энергичные, хорошо образованные, патриотично настроенные молодые дагестанцы – вот наша надежда. Не случайно император Петр Великий в 18 веке направлял сотни молодых российских дворян в Европу учиться самым разным наукам. С них, образованных молодых людей, началось тогда мощное возрождение России. Не случайно в наше время президент Казахстана Н. Назарбаев направляет тысячи молодых людей на учебу в лучшие университеты мира. Он понимает, что это – самый верный, самый надежный путь к будущему процветанию Казахстана.
М. Г. Магомедов, декан строительного факультета ДГИНХ,
к.т.н., доцент