Франция привлекает туристов из разных стран мира. Королевские замки, достопримечательности, богатая история и культура, сказочные пейзажи, уютные провинциальные города — вот магнит! Как оказалось, Франция привлекает и наших земляков. Одна из таких — Патимат, которая уже два года живет у самого океана, во французском курортном городе Лориент. Узнаем же, что привело ее во Францию, как она проводит свое время, что узнала о стране и как много в ней увидела.
— Здравствуйте, Патимат, как вы оказались во Франции?
— Причиной этому послужило плохое самочувствие моего мужа. У нас во Франции много знакомых, и еще задолго до нашего приезда мы с ними общались, уже заочно знали, как здесь обстоят дела с медициной.
— Вы впервые за границей? Что-нибудь удивило, бросилось в глаза?
— Да, впервые. Достопримечательности, признаться, не сильно удивили, так как у нас в Питере, например, ничуть не хуже. Здесь полностью отсутствует коррупция. Здесь другие люди, у них другой менталитет, они добрее, в них нет корысти.
— Значит, не приходилось сталкиваться с проблемами национального характера, со скинхедами?
— Нет, такого тут абсолютно нет. По крайней мере, мне не приходилось видеть.
— Мне интересно, был ли у вас культурный шок? Приходилось ли видеть там то, что у нас считается аморальным, незаконным, например, пару влюбленных мужчин, во Франции ведь это легально.
— Да, как только мы приехали сюда, шок по этому поводу был, но потом привыкли, ведь человек ко всему привыкает. Таких здесь очень много, и мы уже просто не обращаем внимания. Они безобидные, никому не мешают, никого не трогают, живут в своем кругу.
— Какие города успели посетить за два года?
— В Париже были дважды по делу, он от нас в 500 км, а также побывали в некоторых других, не менее интересных и красивых: Нант, Ренн, Ванн, Ла-Рошель, Клермонт, Понтиви, Ле-Ман.
— Чего стоит один только Париж! Иностранцы едут во Францию, чтобы насладиться изысканной французской кухней, попробовать вкус настоящего французского сыра. Вы французскую кухню уже опробовали?
— Да, и, признаться, я не знаю, как они вообще могут это есть. Когда они пробуют наши дагестанские блюда, да и вообще, казалось бы, обычный для нас борщ, они бывают в восторге, им очень нравится наша кухня. Нам здесь бесплатно выдают продукты, в основном полуфабрикаты, и мы почти все раздаем знакомым французам, потому что сами не можем это есть, они с радостью берут.
— Большой гордостью Франции являются ее вина. Что можете сказать о них? Пробовали?
— Я не пробовала, но кто знает, очень хвалят. Естественно, здесь нет подделок, как у нас дома, все натуральное и по цене недорого, за 2 — 3 евро можно купить.
— Дагестанцев часто там встречаете?
— Да, нередко. Мы встречаемся семьями, семьями же и дружим, а как же без них? Наших здесь много, ходим друг к другу на все праздники, свадьбы, дни рождения.
— За 2 года, наверное, и среди французов друзей завели? Они про Дагестан вообще слышали?
— В основном общаемся с соседями-французами, люди очень хорошие. Я понимаю, но мне трудно говорить, так как язык для меня сложный, особенно грамматика. Дочка говорит уже достаточно хорошо, вот она в основном и выручает нас. Здесь не все, но многие слышали про Дагестан. Особенно врачи очень хорошо проинформированы про нашу республику и Чечню.
— Патимат, если сравнить Францию с Дагестаном, какие отличия очень заметны?
— Сами понимаете, как сложно живется нашим людям в Дагестане. Во Франции не встречают по одежке, как в нашей республике. Ваш внешний вид и то, как одеты — здесь не главное. Люди одеваются очень просто, ни золота, ни бриллиантов, ни норковых шуб ни на ком не увидишь.
За два года, что мы уже здесь живем, я всего один раз увидела по нашим меркам хорошо одетую женщину, с выразительным макияжем, на высоченных каблуках и в шубе. Я сидела в приемной у врача, ждала, пока меня позовут, эта девушка тоже сидела в приемной, и когда ее позвали «Ксения Карлова!», я поняла, что она русская.
Французы без причин так не наряжаются, хоть и живут в достатке, за роскошью не гонятся. Для них главное — удобство. К примеру, взять случай, когда я по приезде пошла записать дочку в школу. Когда меня познакомили с директором школы, я была очень удивлена его видом. Он был настолько просто одет, что его можно было бы сравнить с дагестанским школьным охранником.
Когда я показала нашим знакомым французам наши роскошные свадьбы, они были шокированы вообще всем: изобилием столов и тем, как красиво одеты наши люди, роскошью наших банкетных залов. Таких банкетных залов, как у нас в Дагестане, во Франции нет, так как свадьбы они играют очень простые. Среди приглашенных бывает максимум 30 — 40 человек, то есть круг самых близких людей.
— Что, на ваш взгляд, должен перенять Дагестан у Франции?
— Улыбку. Здесь никого не встретишь с хмурым лицом, все обязательно улыбаются тебе, просто так, без причины. Кто- то может сказать, зачем нужна поддельная улыбка, может, они и окажутся правы, но все равно приятно, когда тебе улыбаются. Нам также стоит перевоспитать водителей. Во Франции на пешеходных переходах машины обязательно пропускают пешехода, останавливаются далеко от зебры. Это в порядке вещей, и поэтому люди даже не оборачиваются по сторонам, когда переходят дорогу. А у нас в Дагестане — вы сами знаете, как летят машины. Я уже думаю о том, как мне будет трудно отвыкать от этого, когда вернусь домой, в свою республику.
— Какие советы можете дать дагестанцам, которые собираются посетить эту страну?
— Думаю, им следует сюда приехать, посмотреть, попутешествовать, поездить, увидеть страну. Что ни говори, интересно, когда страна и люди другие.
— Спасибо большое, что согласились ответить на все интересующие нас вопросы! А я, в свою очередь, хотела бы процитировать Сесилию Ахерн, которая в своей книге «Время моей жизни» высказалась о мире и путешествиях: «Мир – это книга, и если ты не странствовал, ты прочел всего одну страницу». От себя хотелось бы добавить — если вы отказываетесь от еды, игнорируете чужие традиции, боитесь других религий и избегаете иностранных людей, вам лучше оставаться дома.
Эльза Чубанова