В последнее время и по телевизору, и в разных газетах, и на совещаниях разных уровней много говорят о ЕГЭ, который пройдёт в этом году. Работники ФСБ, МВД, республиканской прокуратуры, администраций, представители управления образования, журналисты, общественные наблюдатели — все готовятся, как к боевым действиям, к предстоящему ЕГЭ 2014 года. Против кого они все собираются «воевать» в мирное время? Против выпускников школ, против наших с вами детей, юношей и девушек, которые закончат 11 классов в этом учебном году. Готовы ли они «к такой войне» и к таким «грозным» испытаниям?
Вряд ли. И в прошлые годы высокие чиновники с высоких трибун утверждали, что в этом году ЕГЭ будем проводить самым строжайшим образом. Весь процесс сдачи ЕГЭ будут контролировать работники правоохранительных органов, при входе каждого ученика будут проверять металлоискателями, чтобы не пронесли телефоны и так далее… А в конце получалось, что родители учащихся, как на базаре, покупали баллы для своих детей. Чем больше денег у родителей, тем больше баллов получали учащиеся. А о знаниях никто и не думал. Лишь бы любимое чадо побольше баллов получило.
Так получалось, чтобы и школа, и район не оказались в самом конце по результатам ЕГЭ. Не дай бог, чтобы какой-то ученик получил самый низкий балл, то есть «двойку», за основной предмет — учитель-предметник получит от директора большой нагоняй и в следующем учебном году может не рассчитывать на большую нагрузку. «Зачем зря загружать своих детей, можно же за деньги купить хорошие баллы и устроить его в самый престижный вуз», — говорили родители. Такие родители в основном были правы. Беда-то была в том, что те дети, которые хорошо учились и, не надеясь ни на чью помощь, сами сдавали экзамен, получив намного меньше баллов, чем неучи-одноклассники, оставались за бортом высших учебных заведений.
Считаю большой несправедливостью то, что при поступлении в вуз не учитываются оценки в аттестате, полученные за 11 лет учёбы в школе. Виновником всех недостатков, которые имеются в последние годы в школах, считают одного человека — учителя. Получили высокие баллы учащиеся — виноват учитель, низкие баллы получили выпускники школ, опять виноват учитель.
«Институты выпускают профессионально не подготовленных специалистов, а школы заканчивают учащиеся с низким уровнем знаний по многим предметам», — говорят везде. И в этих недостатках образовательных учреждений тоже обвиняют одного человека — учителя. Как говорят, «Кто бы плохое ни сделал, виновен всегда шайтан». Получается, таким «шайтаном»- виновником всех бед и недостатков, которые действительно имеются в образовании, является рядовой учитель.
Возникает вопрос — почему так много недостатков в современной школе?!
Лет 40 — 50 назад никаких аттестаций и никаких аккредитаций не было в школах. Никакого понятия о том, что нужно поступать в вузы за деньги и нужно покупать зачёты и оценки во время сессий, если я не ошибаюсь, не было. Те учащиеся, которые с хорошим багажом знаний заканчивали школы, самостоятельно продолжали учёбу в вузах. А остальные шли в народное хозяйство. Работали механизаторами, строителями, разнорабочими. Такого ажиотажа, как сейчас, когда все выпускники школ должны получить обязательно высшее образование (даже те учащиеся, которые свою автобиографию не умеют писать), тогда не было. Из стен вузов выпускали высококлассных врачей, агрономов, учителей, журналистов и других специалистов, которые могли работать в любой отрасли народного хозяйства.
С 1980 годов к школам начали предъявлять такие требования, как «процентомания», то есть, чтобы в школе не было ни одного второгодника. Вот и старались директора школ, чтобы их не обсуждали и не осуждали на разных совещаниях, давать 100-процентную успеваемость всех учащихся. А что оставалось делать учителю? Послушно и безропотно исполнять указания дирекции школы. И стали переводить из класса в класс учащихся с очень низким уровнем знаний. Были и такие случаи, когда из класса в класс переводили ученика, не научившегося писать и читать в первом классе. Он благополучно сдавал экзамены и заканчивал школу.
После развала нашего могучего государства СССР и в школах, и в вузах процессы воспитания и обучения изменились катастрофически в худшую сторону. Дошло до того, что с какими бы хорошими знаниями ученик ни закончил школу, если у родителей денег нет, не было у него никакой возможности продолжить учёбу дальше. Нагло и открыто, не боясь никого, преподаватели требовали определённую сумму денег. Высшие чиновники образования, не найдя никаких методов борьбы с коррупцией, придумали ЕГЭ.
Считаю, в цивилизованном, правовом и порядочном государстве это идеальный вариант для тех учащихся, кто с хорошими знаниями заканчивал школу. А во что превратили ЕГЭ у нас, особенно в Дагестане, все мы хорошо знаем. Все эти события очень отрицательно влияли на учёбу способных и хорошо подготовленных учащихся. Они видели, что двоечники и неучи без особого труда переходили из класса в класс. Получали высокие баллы при сдаче ЕГЭ. И желание хорошо учиться у них пропадало.
До сих пор не многие верят тому, о чём говорят с высоких трибун о проведении ЕГЭ в этом году. «Члены комиссии, которые приедут в Дагестан контролировать проведение ЕГЭ, соберут большие деньги и уедут», — говорят некоторые. Если действительно такой же бардак и беспредел произойдёт и в этом году, в следующем ни учителям, ни чиновникам, ни Президенту никто не поверит и наше образование скатится неизвестно куда. Не будем спешить. Времени осталось не очень много.
Хотел бы услышать мнение учителей, преподавателей вузов, родителей учащихся и самих учащихся об этой острой и наболевшей проблеме.
Магомедмухтар Муртузалиев