На днях я выступала в гимназии в Шелковском районе Чечни и была удивлена тому, что молодые учителя во время большой перемены закрываются в классах от детей и в прямом смысле отдыхают, то есть лежат, соорудив из столов ложе. И даже не переживают по поводу того, что их ученики предоставлены сами себе. Видите ли, они устают от детского шума.
И какой контраст в Комсомольской школе Кизилюртовского района. Особенно в классе у Загры Рамазановны Магомедовой.
Когда мне заместитель директора школы Насихат Каримуллаевна Мурадисова рассказала, как интересно работает с детьми Загра Рамазановна, я подумала, дескать, любимую учительницу подхваливает, надо бы самой убедиться в правдивости ее слов.
— Загра Рамазановна приехала к нам из Цунтинского района, — словно заученный текст, оживленно и быстро проговорила Насихат Каримуллаевна, — она окончила Дагестанский педагогический университет, преподавала в девятой кизилюртовской школе, а с 1995 года учит наших детей. Мы на неё не нарадуемся. Про таких говорят: учитель от Бога! Не зря же утверждают, что для воспитания детей нужно большое сердце, способное к общению и признанию равенства душ.
Принято считать, что урок в школе – самое главное, но какие нетрадиционные, нестандартные уроки проводит Загра Рамазановна. Она водит детей на природу, и там они изучают окружающий мир. Её с детьми часто можно увидеть в нашем школьном краеведческом музее.
История — учительница жизни.
Воспитатель Магомедова старается «заворожить» школьника аукционом знаний, она умеет овладеть его вниманием, чувствами, чтобы сделать заинтересованным участником учебного процесса. Она не признает в своей работе «приказного акцента», который неизбежно закладывает взрывчатку под само воспитание. Чем жёстче учитель с ребёнком, требуя от него беспрекословного послушания, тем активнее его сопротивление воспитательному процессу. Тем более что в селении все друг друга прекрасно знают и любое насилие над ребёнком станет актом осуждения со стороны родителей и их родственников. Поэтому учитель Магомедова всю воспитательную работу проводит с учётом на каждого отдельного ребёнка. И путь от «массовой» педагогики к педагогике индивидуального действия лежит через коллективную учёбу, через воспитание в коллективе. Она приучает детей делать что-нибудь социально значимое.
Я лично была свидетелем конкурсов: «Умники и умницы», «Первоцвет», «Защита проектов», в которых её воспитанники показали умение быть свободными, талантливыми и умными.
Помните, как воспитанники Антона Макаренко раз в неделю по субботам ставили новый спектакль для жителей окрестных сёл и деревень? И разыгрывали не простенькие школьные сценки, а полновесные пьесы Маяковского, Шекспира «Гамлет», Грибоедова «Горе от ума». Каждую неделю — новый спектакль. При этом ещё напряженно учились и так же напряжённо трудились. Каждый подросток являлся субъектом своей деятельности, сам двигался вперёд и делал свой собственный мир.
По такому принципу трудится и Загра Магомедова. Она вокруг ученика создаёт атмосферу творчества и созидания. Ведь школа нужна не только для выполнения учебной программы. Её цель – интересные и продуктивные дела. Ни для кого не секрет, что внеклассная работа приобрела какой-то потребительский характер: съездили на экскурсии, сходили в театр.
Досуг — это смена рода деятельности. В школу обычно дети идут из-за общения со сверстниками и из-за желания наиграться.
Многие учителя воспитательные проблемы решают на уроках. В кабинетах, в четырёх стенах. Проблему с патриотическим воспитанием решают на «уроках мужества», ослабление нравственности – на «уроках нравственности». Уроки, уроки, уроки.
Этим самым само воспитание упрощается до примитива.
А у Загры Рамазановны каждая секунда перемены занята детьми. Во время перемены её ученики проводят конкурсы чтецов, изучают хоровые песни, готовят школьные спектакли. Школа работает в две смены, поэтому приходится использовать каждую минуту для творчества, для массовых игр, для духовного развития.
Вера Светлая