В последнее время многие эксперты в области СМИ задаются вопросами: как осуществляется социальное конструирование реальности, в которой мы живем? Как средства массовой информации используются для влияния на общественное мнение и поведение, в том числе электоральное? Каковы современные технологии манипулирования, основанные на достижениях социальной психологии, психолингвистики, социологии? Что такое профессиональный долг журналиста? Из чего, собственно, складывается репутация? Должен ли кто-то следить, не происходит ли где-нибудь отравления общественного мнения? Можем ли мы игнорировать проблему санкции к нарушителям определенного кодекса профессиональной этики?
Как видим, вопросов много, и каждый из них важен не меньше другого.
По утверждению специалистов, информационное пространство состоит из бесчисленных переплетений сведений и интерпретации реальных событий. Рассказ о событии всегда будет интерпретацией, независимо от намерения журналиста.
Обязанность журналиста соблюдать этические нормы можно рассмотреть структурно, по принципу «трехэтажного дома». На верхнем этаже — профессиональный долг, ответственность, честь и достоинство. Второй этаж занимают производно-этические принципы, в которых отражены требования к поведению журналиста. На нижнем этаже находятся запреты или побуждения, регламентирующие поведение журналиста, т. е. профессионально-этические нормы. Соответственно, проблема нарушения этических норм журналистики кроется, образно говоря, в разрушении этого «дома», проявлением вопиющей некомпетентности.
Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения профессионально-творческие моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения. В их основе лежит представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле.
Еще недавно ни печать, ни радио, ни телевидение не уделяли столько внимания разного рода извращениям и преступлениям. На телевидении и в прессе демонстрируются документальные фильмы и статьи, повествующие о деятельности правоохранительных органов. При этом показывают подробные детали совершения чудовищных преступлений. Расчленённые тела, обезображенные до неузнаваемости трупы и детальное описание того, как это было.
В жизни много грязи и мерзости — это аксиома. У нормальных людей застывает кровь в жилах от таких историй: есть подонки, которые насилуют собственных детей, есть матери и отцы – детоубийцы, есть дедушки, желающие продать внуков, и т. п. Многие из них с готовностью поведают публике о своих рефлексиях, о тяжкой жизни, заставившей преступить черту. Место им в криминальных хрониках, отчетах из зала суда, в лучшем случае – в психлечебницах, а не в респектабельных, залитых светом студиях в роли жертв обстоятельств и жестокого общества.
Такие передачи на телевидении и сводки в прессе как раз обеспечивают продюсерам желанный рейтинг. Информация — это продукт, у которого есть потребитель. А чем выше прибыль, тем ниже этические границы. С одной стороны этические принципы, с другой – погоню за рейтингом или большим тиражом удобнее выдать за заботу о своей аудитории, сцены насилия – за предупреждение зла. Яд – за лекарство.
На практике журналисты не слишком склонны задумываться над тем, что их произведение иной раз, даже независимо от их истинных целей, срабатывает как детонатор общественных действий.
(Продолжение следует).
Ильман Алипулатов