Чем больше живу в Дагестане и чем чаще и дольше нахожусь за пределами республики, тем больше убеждаюсь, что дагестанцы – удивительный народ.
Но эта исключительная удивительность тоже может иметь полярные оценки. В одних условиях мы ведем себя на блестящую «пятерку», в других – на беспросветную «двойку». Удивительно, но ведут себя диаметрально противоположно одни и те же люди.
Речь о нашем умении или неумении работать и трудиться на благо себя, общества и государства. Хотя, с достижением личных благ у нас все более-менее благополучно.
Возьмем двух, условно клонированных дагестанцев, родившихся и достигших совершеннолетия примерно в одной среде любимой республики. Но затем одного отправим учиться в какой-нибудь московский вуз, другого – оставим в Дагестане. Через 5 лет мы получим совершенно разных людей, с различным мировоззрением, багажом знаний и отношением к труду. Естественно, «московский» дагестанец будет на голову выше «дагестанского» дагестанца. И не потому, что качество образования в столице России намного лучше нашего. Бесспорно, лучше, но не настолько. И в родной Махачкале можно получить классическое конкурентоспособное и востребованное образование. Было бы желание.
Далее этот интеллектуальный разрыв между нашими клонами только увеличивается. Потому что одного мы «устраиваем» в Дагестане, а другой, завершив учебу, продолжает работать в условной Москве.
Из «москвича» в итоге выходит законопослушный, всесторонне развитый работяга-технократ, со здоровыми амбициями, а из нашего «оболтуса» и выходит в лучшем случае тунеядец-казнокрад, отягощенный амбициями нездоровыми. Опять-таки, я не склонен обвинять во всем «альма-матер». Скорее всего, проблема в системе ценностей, которые культивируются «здесь» и «там», начиная со школьной скамьи. В Дагестане платят, чтобы не учиться, во всем разумном мире – ровно наоборот. У нас мечтой каждого дагестанца является работа в правоохранительных органах. В «остальной» России мечта любого выпускника – это не мундир, а работа в бизнес-структурах с перспективой получения практического опыта и дальнейшего карьерного роста.
Мне всегда было интересно, как сложилась бы жизнь и карьера братьев Магомедовых, не поступи они учиться после окончания махачкалинской школы №39 в Московский государственный университет? Или что было бы с Сулейманом Керимовым, если бы он задержался подольше в Дагестане после окончания экономического факультета ДГУ? Вопрос риторический, но он все-таки требует тщательного анализа. Нам надо понять, что позволяет дагестанцам добиваться головокружительного успеха за пределами Страны гор и прозябать, деградировать, оставаясь в республике? Понять и обезвредить. Те условия, те ложные ценности, которые нам мешают трудиться на благо не только себя, но и всего родного Дагестана.