Итак, визит генерального секретаря Всемирного союза мусульманских ученых шейха доктора Али Мухиддина аль-Карадаги и его коллег в Дагестан позади. Его результатом стала развернутая итоговая декларация Международной богословской конференции «Российские мусульмане: права и обязанности». Её мы публикуем в этом номере с продолжением.
Очевидно, что визиты доктора Али Мухиддина аль-Карадаги в Дагестан – это всегда визиты мира. Мир, благополучие, ощущение стабильности, надежности и безопасности – это важные ценности, которым только предстоит упрочиться на пока еще неспокойной земле Дагестана. И если зарубежный друг и гость предлагает свою руку помощи на этом пути – почему бы его хотя бы не выслушать? А если он предлагает убедительные и аргументированные идеи – почему бы к нему не прислушаться?
Ещё один важный фактор – личностный. Доктор аль-Карадаги не является гражданином Российской Федерации и жителем Республики Дагестан. После визитов он благополучно возвращается в свои края, в конце концов, он защищен своим статусом. А значит, он не связан какими-либо узами зависимости и его слово имеет шанс быть услышанным. Слово его – это призыв к дагестанцам отказаться от кровопролития и перестать убивать друг друга. А что касается ислама и его присутствия в жизни общества — пользоваться имеющимися возможностями: это добрая речь, это религиозное знание, это мягкий призыв и, конечно же, личный пример достойного поведения. Что может быть убедительнее присутствия исламских ценностей в реальных делах и поступках религиозного человека – разум, справедливость, скромность, сдержанность, милосердие, терпение, сострадание, усердие в добрых делах. Как обильно наполнены священные исламские тексты этими ценностями! – и как жаль, что так слабо они представлены в нашей практической жизни…
И если кто-то на сегодня к исламу относится со страхом и настороженностью, то такими вышеперечисленными способами можно смягчить их сердца и попробовать заинтересовать умы. А вовсе не актами насилия.
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Итоговая декларация
Международной богословской конференции
«Российские мусульмане: права и обязанности»
Дагестан, Махачкала,
5 Джумада аль-уля 1435 г. х. = 6 марта 2014 г.
Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит он и да приветствует того, кто был послан как милость для миров — господина нашего Мухаммада, и род его, и сподвижников его.
В Республике Дагестан побывала делегация Всемирного союза мусульманских ученых во главе с достопочтенным генеральным секретарем Союза шейхом д-ром Али Мухи ад-Дином аль-Карадаги, визит которой состоялся по приглашению Главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова. В состав делегации входили: Его честь председатель комиссии Союза по делам вакфов и инвестиций шейх д-р Халед аль-Мазкур; член Союза шейх д-р Ахмад аль-Хаммади; исполнительный директор Союза г-н Рашид аль-Алави; советник по информационным вопросам г-н Маджид Али аль-Карадаги; координатор деятельности Союза в Российской Федерации и СНГ д-р Юсеф Луай.
Под эгидой Всемирного союза мусульманских ученых и Духовного управления мусульман Дагестана, при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования в России, в столице Дагестана Махачкале 6 марта 2014 г. (5 дня первой джумады 1435 г. х.) прошла международная богословская конференция «Российские мусульмане: права и обязанности».
В ее работе приняли участие члены делегации ВСМУ, достопочтенный муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев, улемы Дагестана, а также муфтий Республики Татарстан шейх Камиль Самигуллин, муфтий Чеченской Республики Султан-хаджи Мирзаев, муфтий Республики Ингушетия Иса-хаджи Хамхоев, муфтий Республики Северная Осетия-Алания Хаджимурат-хаджи Гацалов, муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов. В ней также приняли участие руководители исламских и общественных организаций, многие российские ученые, представители интеллигенции и молодежи Дагестана, цвет студенчества и профессуры дагестанских университетов.
Конференция открылась чтением аятов Священного Корана, после чего слово взял достопочтенный муфтий шейх Ахмад-хаджи Абдулаев. Он приветствовал делегацию Союза, отметив его значение и роль. Он также приветствовал участников конференции и подчеркнул ее значимость в деле упрочения безопасности и стабильности в Дагестане и за его пределами. Достопочтенный муфтий и другие выступавшие отметили значение первой международной богословской конференции, которая прошла 18 ноября 2012 г. в Махачкале под девизом «Дагестан — территория мира» и которая приняла Дагестанский акт по вопросам джихада и фетву о применимости термина «территория мира и Ислама» к Дагестану и подобным ему областям (изданную и утвержденную генеральным секретарем ВСМУ и улемами Дагестана).
В ходе визита делегация провела ряд встреч с улемами и молодежью республики, чтобы дать ответы на вопросы религиозно-правового характера, прежде всего связанные с подозрениями, возникающими вокруг многих важных проблем, существующих в Дагестане.
Итогом визита, конференции и проведенных встреч стало заявление, в котором был дан следующий подробный ответ на поставленные вопросы:
1. Ислам и террор
— Какова позиция Ислама в отношении совершаемых в России взрывов, от которых страдают гражданские лица: имамы, преподаватели, женщины и безвинные дети?
Ответ:
— Запугивание и истребление мирных людей, убийства, бессудные казни, взрывы общественных зданий и сооружений являются запретными преступными деяниями. Они относятся к такому преступлению, как «разбой и распространение нечестия на земле», за которое Аллах установил самые суровые наказания.
Всевышний говорит: «Действительно, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них — позор в ближайшей жизни, а в последней для них великое наказание» (Сура 5 «Трапеза», 33).
Кроме того, имеются многочисленные аяты и хадисы о преступности убийства и умерщвления живой души, о запретности посягательства на достоинство и имущество людей. Об этом же говорится в резолюции №154 (17/3) Международной академии исламского фикха, которая гласит, что «акты террора во всех его формах и проявлениях запрещены и рассматриваются как преступные деяния, подпадающие под категорию разбоя, где бы и кем бы они ни совершались. Террористом считается всякий, кто непосредственно принимает участие в актах террора, подстрекает к ним, финансирует их или поддерживает их, будь то индивид, группа или государство. Террор может применяться государством или же одними государствами в отношении других».
Такое же решение принято Академией исламского фикха при Лиге исламского мира на сессии, проходившей 21 — 26 фавваля 1422 г. х. (5 — 10 января 2002 г.).
2. Позиция Ислама в отношении сотрудничества со светским государством
— Какова позиция Ислама в отношении правительств, придерживающихся светской ориентации в управлении государством, а также в отношении властных структур, чиновникам и сотрудникам силовых структур?
Ответ:
— Если в государстве соблюдаются права мусульман на исполнение обрядов, молитв и т. п., то нужно стараться сохранить свою веру, призывать к благу и порицать осуждаемое и побуждать к одобряемому, вести проповедь. Всевышний сказал: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Сура 16 «Пчелы», 125).
Также мусульманин должен сдерживать обещания и соблюдать соглашения: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» (Сура 5 «Трапеза», 1). И еще: «И исполняйте верно договоры: ведь о договоре спросят» (Сура 17 «Ночной перенос», 34). Кроме того, Аллах так описал избранных: «которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры». Во многих хадисах Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о том, что не сдерживать обещания равнозначно проявлению лицемерия. Соблюдение законов государства обязательно, если есть четкое понимание, что они не противоречат шариату.
Ученые должны примечать различия между сегодняшним государством и государствами прошлого. В РФ насчитывается семь мусульманских республик, свобод у которых больше, чем у большинства арабских стран. Если мусульмане в них будут действовать с мудростью и добрым увещеванием, достигая своих целей политическими и дипломатическими средствами, ведя конструктивный диалог, без спешки, руководствуясь принципом постепенности, то они — с дозволения Всевышнего Аллаха — достигнут того, к чему стремятся.
В некоторых российских республиках мусульманам удалось претворить в жизнь очень многие нормы шариата, в то время как часть молодежи — при поддержке некоторых радикалов извне — встали на путь боевых действий в Чечне. Чем же всё это обернулось? Гибелью десятков тысяч людей, разрушением государства и народа. Так же обстояло дело в Алжире и других местах.
Глубокий анализ подтверждает, говорят Ибн аль-Кайим, аль-Шатыби и другие ученые, что религия эта зиждется на интересах справедливости, милосердии, учете человеческих возможностей, понимании последствий и предотвращении противозаконных деяний; на том, что Всевышний Аллах вменил нам в обязанность лишь то, что нам посильно, и запретил нам то, что влечет за собой нечестие, притеснение, произвол или жестокость.
Шейх доктор Али аль-Карадаги, генсек ВСМУ,
Ахмад-хаджи Абдулаев, муфтий Дагестана,
Камиль хазрат Самигуллин, муфтий Татарстана,
Султан-хаджи Мирзаев, муфтий ЧР,
Иса-хаджи Хамхоев, муфтий Ингушетии,
Хаджимурат-хаджи Гацалов, муфтий Северной Осетии – Алании,
Мухаммад-хаджи Рахимов, муфтий
Ставропольского края
(Продолжение следует).