Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Итоговая декларация
Международной богословской конференции
«Российские мусульмане: права и обязанности»
Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит он и да приветствует того, кто был послан как милость для миров — господина нашего Мухаммада, и род его, и сподвижников его.
Мы продолжаем публикацию Итоговой декларации «Российские мусульмане: права и обязанности», которая была принята во главе с генеральным секретарем Союза шейхом Али Мухи ад-Дином аль-Карадаги.
Декларация на основе толкования священных текстов утверждает, что сама исламская религия в своих основах твердо возражает против фанатизма и радикализма.
2. Позиция Ислама в отношении сотрудничества со светским государством
— Какова позиция Ислама в отношении правительств, придерживающихся светской ориентации в управлении государством, а также в отношении властных структур, чиновников и сотрудников силовых структур?
Ответ:
— Если в государстве соблюдаются права мусульман на исполнение обрядов, молитв и т. п., то нужно стараться сохранить свою веру, призывать к благу и порицать осуждаемое, побуждать к одобряемому, вести проповедь. Всевышний сказал: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Сура 16 «Пчелы», 125).
Также мусульманин должен сдерживать обещания и соблюдать соглашения: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» (Сура 5 «Трапеза», 1). И еще: «И исполняйте верно договоры: ведь о договоре спросят» (Сура 17 «Ночной перенос», 34). Кроме того, Аллах так описал избранных: «которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры». Во многих хадисах Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о том, что не сдерживать обещания равнозначно проявлению лицемерия. Соблюдение законов государства обязательно, если есть четкое понимание, что они не противоречат шариату.
Ученые должны примечать различия между сегодняшним государством и государствами прошлого. В РФ насчитывается семь мусульманских республик, свобод у которых больше, чем у большинства арабских стран. Если мусульмане в них будут действовать с мудростью и добрым увещеванием, достигая своих целей политическими и дипломатическими средствами, ведя конструктивный диалог, без спешки, руководствуясь принципом постепенности, то они — с дозволения Всевышнего Аллаха — достигнут того, к чему стремятся. В некоторых российских республиках мусульманам удалось претворить в жизнь очень многие нормы шариата, в то время как часть молодежи — при поддержке некоторых радикалов извне — встали на путь боевых действий в Чечне. Чем же все это обернулось?
Гибелью десятков тысяч людей, разрушением государства и народа. Так же обстояло дело в Алжире и других местах.
Глубокий анализ подтверждает, говорят Ибн аль-Кайим, аль-Шатыби и другие ученые, что религия эта зиждется на интересах, справедливости, милосердии, учете человеческих возможностей, понимания последствий и предотвращения противозаконных деяний; на том, что Всевышний Аллах вменил нам в обязанность лишь то, что нам посильно, и запретил нам то, что влечет за собой нечестие, притеснение, произвол или жестокость.
3. Работа во властных структурах
— Разрешается ли мусульманину работать и служить в органах государственной власти, правоохранительных и военных структурах светского государства? И если он работает в этих структурах, как ему вести себя, чтобы не нарушать нормы шариата?
Ответ:
— Шариат не возражает против работы в государственных органах, а в некоторых случаях, в принципе, даже требует такой работы, в том числе на посту министра или на верховной должности. В пользу этого имеется много доводов, и среди них поступок нашего господина Йусуфа (мир ему), который попросил неверного царя Египта назначить его управляющим четырьмя секторами ради служения народу Египта, и тот согласился. Йусуф даже потребовал это от неверного царя, сказав ему: «Поставь меня над сокровищницами земли!» (сура 12 «Йусуф», 55). Так он стал чем-то вроде египетского вельможи, т. е. главного министра. Закон же тех, кто был до нас, служит законом и нам, если нет нормы, отменяющей его, а таковой нет, ибо, упомянув о пророках, Всевышний говорит: «Это — те, которых вел Аллах, и их прямому пути следуй!» (Сура 6 «Скот», 90). На это же указывает история негуса, который принял ислам, сохранил верховную власть, но не смог установить законы ислама, и, тем не менее, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) помолился за него. В своем комментарии к этой истории Ибн Таймийя усмотрел в ней указание на то, что человеку вменяется в обязанность лишь то, что ему по силам.
Цели шариата и независимых полезных действий (ал-масалих ал-мурсала) также указывают на то, что это идет на пользу мусульманам и мусульманскому меньшинству. Опыт свидетельствует, что поступление мусульман на государственные посты весьма положительно сказывается на их будущем и на будущем Ислама, увеличивая то, что является для них благом, и уменьшая все, что несет им зло, пороки и вред. И наоборот, отсутствие их на этих постах оборачивается для них изоляцией, отдаляет их от общества, ввергает в бедность, не дает им развиваться и приводит к господству над ними немусульман. Поэтому я настоятельно советую тем, кто к этому способен, поступать на работу во все государственные структуры.
4. Военные действия
— В наше время некоторые мусульмане, именующие себя «муджахидами», широко практикуют вымогательство денег у предпринимателей, облагая их тем, что они называют «налогом на войну». Какова позиция шариата в отношении этого явления?
Ответ:
— Шариатом это не дозволяется. Всевышний Аллах запретил пожирать имущество людей попусту, сказав: «О вы, которые уверовали! Не пожирайте имуществ ваших между собой попусту, если это только не торговля по взаимному согласию между вами» (Сура 4 «Женщины», 29), так как от этого проистекают многие пагубы, а также потому, что джихад является действительным лишь при наличии соответствующих условий (см. нашу книгу «Мы и другие»). Но даже когда джихад действителен, ведущие его должны соблюдать в сражении моральные нормы Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников.
Аль-Бухари в своем «Сахихе» приводит рассказ Абу Саида аль-Худри. Они были в походе, проголодались и попросили жителей одной деревни, которые не были мусульманами, принять их и накормить. Те отказались, но мусульмане не стали принуждать их к оказанию гостеприимства и остались за пределами деревни, мучимые голодом. Тем временем старосту деревни ужалил скорпион, и он попросил, чтобы мусульмане прочли над ним заклинание. В качестве мольбы-заклинания Абу Саид аль-Худри прочел суру Корана «Аль-ФатихIа», и когда Всевышний исцелил старосту, сподвижник получил от жителей деревни щедрое вознаграждение. Этот хадис и сама история приводятся в «Сахихе» аль-Бухари (см. «Китаб фатх аль-бари», 2276).
Эти люди были подлинными муджахидами: они были голодны и нуждались в пище, но не захватили имущества жителей неверной деревни, отказавшей им в гостеприимстве, а если бы это было можно, они бы так и поступили. Когда они вернулись к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует!), тот подтвердил правильность их поступка. Поскольку же они боялись Бога и не преступили установленных Им границ, Аллах помог им: снискав благодарность старосты и жителей деревни, они получили в подарок множество овец.
(Окончание следует).