Журналисты как таковые появились еще в далекие времена. Это были ораторы, которые играли активную роль в распространении общественной информации. Политические выступления, в частности Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим), оказывающие идейно-психологическое воздействие на большие массы людей и формировавшие их мнения, представления, стремления, можно с уверенностью назвать пражурналистской деятельностью. Вместе с устными формами передачи информации начали развиваться и письменные — это прокламации, листовки и т. д. Так, например, в римском государстве по указанию Юлия Цезаря стали «выходить» и удерживались в течение веков сводки различных известий — «Acta Senatus» и «Acta diurnal populi Romani». В других странах до появления печатной продукции также существовали своего рода «газеты» и листовки. Сегодня, в век знаний и новых технологий, журналистика достигла больших высот и с каждым годом меняет формы подачи материалов. Печатную продукцию притесняет ТВ и радио, а их конкурентом выступает Интернет.
С 1990 года, когда в СССР был принят закон о средствах массовой информации, пресса Дагестана тоже начала видеть свою значимость в обществе и по-настоящему стала чувствовать себя «четвертой властью». Сегодня в республике издаются газеты и журналы как на русском языке, так и на языках народов Дагестана.
Информационное пространство республики представляет собой поле активного диалога различных этносов, наций и культур. Но, как и в любой другой сфере, в дагестанской журналистике тоже есть свои минусы и проблемы. О них нам расскажут люди, непосредственно связанные с этой деятельностью.
Журналист, руководитель пиар-группы общественного движения «Я помощник Президента» Саидат Лугуева:
«Если на ТВ основной причиной плохого контента было и остается отсутствие нормального финансирования, то в печатных СМИ все дело, на мой взгляд, в ангажированности самого издания и отдельных журналистов. Понятное дело, что «Черновик» никогда не напишет так, как «Дагестанская правда», и в этом вся прелесть. У нас есть выбор. Читать «Заману» или «Настоящее время», смотреть РГВК или «Прибой ТВ». Проблема в том, что мы не знаем, насколько честен этот выбор и является ли он вообще настоящим выбором? В одном случае тебе предлагают булочку Махачкалинского хлебокомбината, в другом — ту же булку, но в иной упаковке и с надписью «Круассан по уникальному рецепту». И так продолжается ровно до тех пор, пока не появится «Самое честное издание», которое расскажет читателю о том, что начинка у булки просрочена и что Некий Махачкалинец обнаружил в нем таракана. И вдруг появляется информация о том, что «Самое честное издание» финансируется частной хлебопекарней, которая является конкурентом вышеназванного комбината. В общем, проблемы дагестанской журналистики ничем не отличаются от проблем журналистики любого другого региона.
Читателю не интересно, кто учредитель и какой национальности главный редактор. Кто финансирует печать и кто ставит музыку. Читатель хочет получать достоверную информацию, хорошую аналитику, а не истерию отдельных колумнистов и вырванные из контекста факты. Проблема дагестанской журналистики как раз в том, что обладая информацией о национальности того же главреда, становится понятным эмоциональный окрас того или иного материала. И доверие пропадает.
В какой-то момент мне показалось, что журналистика стала проигрывать блогерству. А потом в блогосфере началась такая же катавасия. Осталось еще огромное количество людей, которые не хотят сравнивать и анализировать информацию; кто-то покупает «Черновик», кто-то, наоборот, смотрит «Вести-Дагестан», но и те и другие искренне верят, что они прозрели. А в итоге, и тех и других просто надули».
Заместитель министра по печати и информации РД, поэт, писатель, журналист Миясат Муслимова перечислила основные проблемы в сфере журналистики:
«1. Оторванность от жизни народа, простых людей, отсутствие интереса к человеку с его проблемами, мыслями, переживаниями.
2. Чрезмерная политизированность одних и индифферентность других, при этом за политизированностью чаще всего стоит приверженность интересам определенных лиц, а не интересам объективности .
3. Беспроблемность, поверхностность материалов, напрямую связанных с недообразованностью автора или равнодушием к профессии и к своему делу.
4. Языковая бедность, неряшливость в оформлении материала, в работе над ним, склонность к примитивизации темы, личности, проблемы.
5. Неумение или нежелание рассказывать о происходящих в республике процессах, о деятельности власти живым языком, злоупотребление протокольным стилем изложения, нежелание изучать основательно те вопросы, которых они касаются. Именно касаются, а надо бы поднимать и анализировать, раскрывать.
6. Отсутствие журналистской сплоченности, направленной не на узкую защиту корпоративных интересов, а на последовательное отстаивание правды во всех сферах нашей жизни. И вообще, меньше самолюбования и самоуспокоенности надо бы, а больше стремления к профессионализму».
Журналист, блогер Вели Мехтиев считает:
«Проблема дагестанской журналистики является, наверно, системной и заключается в том, что владельцы СМИ не относятся к своему изданию как к бизнесу. Задача многих журналистов и изданий заявить о себе и потом примкнуть к какой-нибудь кормушке в виде крупного политика. В свою очередь, руководство госСМИ также не желают принять мысль о том, что их издание должно быть интересным читателю и помогать зарабатывать. А там в большей степени идет просто освоение бюджетных средств. Низкий уровень самостоятельности и так называемой независимости у дагестанской журналистики. А независимость у СМИ может быть только в случае его зависимости от… читателя. Но пока это не наблюдается».
Редактор даргинской газеты «Замана» Арсен Юсупов считает, что в первую очередь проблемой СМИ на языках народов Дагестана является отсутствие профессиональных специалистов с журналистским образованием. Большинство творческих работников — филологи, поэты, писатели, но не журналисты.
Еще одна немаловажная проблема — у газет, пишущих на языках, где много диалектов. Зачастую диалекты настолько сильно отличаются, что люди одной народности не могут понять друг друга. Незнание родного литературного языка мешает им выписывать газету.
Также насущными являются социальные проблемы — это низкий уровень зарплаты, наличие жилищных проблем и т. д.
«Раньше молодой человек после школы мог приехать в город учиться, работать и остаться тут, а сейчас это очень сложно. С каждым годом подписка на национальные СМИ падает, и в этом большая вина «Почты России». Никому не интересно получать газету с опозданием на 2 — 3 дня, а то и неделю-две», — говорит А. Юсупов.
А по мнению журналиста, преподавателя ДГУ Алика Абдулгамидова самой главной проблемой дагестанской журналистики является «дремучее» невежество журналистов с одной стороны и неистребимое желание обслуживать «всех и вся» с другой стороны.
«К сожалению, нет корпоративной солидарности, и журналисты забывают главные свои функции — быть инструментом общественного контроля деятельности власти. Несмотря на декларации на самом высшем уровне о «свободе слова», сохраняется цензура, нередки факты притеснения и давления на журналистов. Наша власть не рассматривает СМИ и журналистов как важный источник обратной связи с обществом. Может быть, этим и объясняется сохраняющееся в обществе недоверие к власти. Умная и ответственная власть должна способствовать развитию журналистики и СМИ, реагировать на критические публикации негосударственных изданий», — сообщает телевизионный журналист Алик Абдулгамидов.
«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Святое Евангелие от Иоанна. I, 1). Этот отрывок из библейского стиха полноценно показывает, насколько большое значение имеет слово. Но сегодня, в век «информационных войн», мало кто уделяет внимание значению слова. Мы часто слышим фразу — «сегодня слова ничего не значат». Да, и правда, слово потеряло свой смысл, который может как излечить человека, так и покалечить его.
Алим Азизов