Многовековая история Дагестана богато представлена многочисленными памятниками архитектуры и традиционного градостроительства. В первую очередь это древний Дербент, которому в 2015 году исполняется 2000 лет. Он является одним из древнейших поселений мира: по данным археологических исследований, фактически первые постройки человека на этом месте появились более 5000 лет назад, а непрерывное существование и развитие города прослеживается на протяжении 20 веков. Выдающимся памятником культуры на территории Дагестана является архитектурный комплекс Кара-Корейш в Дахадаевском районе, который, к сожалению, находится в плачевном состоянии. Столь же печальна участь многих культовых сооружений и сторожевых башен в горах, и уж совсем плохи дела с заброшенными старыми аулами, многие из которых представляли несомненную культурно-историческую ценность.
Обращаясь к традиционному зодчеству Дагестана, исследователи неизменно восхищались высочайшей градостроительной культурой горцев, отмечали величие и, одновременно, простоту горской архитектуры. Архитектор Аркадий Гольдштейн, многие годы работая в ДГУ и ежегодно отправляясь со студентами в экспедиции для изучения объектов архитектурного наследия, по их итогам неизменно отмечал, что горская архитектура лишена помпезности, проста, ясна и, в то же время, монументальна, такая архитектура может быть лишь у народа с могучим духом, древней культурой и мощными историческими корнями.
Другой выдающийся российский архитектор, профессор Г. Я. Мовчан, писал: «Я полюбил этот край, несмотря на то, что он исключительно суров… Я с большим удовольствием вспоминаю те годы. Все, что связано с Дагестаном, у меня вызывает умиление. Горская архитектура – это архитектура родового строя, ее создают не отдельные люди, а родовая идеология. И надо судить не по отдельному дому, а по всему ансамблю, по всему селению в целом. В духовном смысле – это высочайшая архитектура. Духовная сторона – на стадии большого величия и образности».
Профессор Мовчан большую часть своей долгой жизни посвятил архитектуре Дагестана, он является автором проекта Аварского театра, а по материалам своих экспедиций написал ставшую классикой книгу «Старый аварский дом в горах Кавказа». Он был влюблен в Дагестан, в его высочайшую культуру градостроительства, которая превратила каждое горное село в единый пространственный организм, обладающий оптимальной внутренней структурой, отличающийся потрясающей функциональной целесообразностью, неуязвимостью при внешней угрозе и, самое главное, — неописуемой художественной цельностью образа и его эстетической выразительностью. При этом все горные поселения невероятно гармонично сливаются с величественным горным ландшафтом, являются как бы логическим завершением природной композиции. За внешней непритязательностью быта, за аскетизмом жизни горцев выдающийся архитектор и искусствовед узрел величие духа народа, понял истинную, глубинную суть его мироощущения.
Долгие десятилетия советская пропаганда вбивала в головы подрастающих поколений дагестанцев идеологический миф о примитивности, ущербности всего дореволюционного: прошлой культуры, старой архитектуры, рыцарской этики, древних традиций… В конце концов, человек вырастал с глубоко проникшим в подсознание комплексом этнокультурной неполноценности, испытывая жгучее желание побыстрее дистанцироваться от всего традиционного, стать конформным «гражданином мира», для которого не имеет никакой ценности прошлое исторического Дагестана, несколько тысячелетий являвшегося северным форпостом древнейшей на Земле Месопотамской цивилизации, ее мощного ответвления – куро-аракской культуры.
Нужно принять экстраординарные меры, чтобы, пока не поздно, вернуть уважение к самим себе. В этом благородном деле неоценимую помощь может оказать книга воспоминаний великого дагестанца, признанного одним из самых выдающихся художников XX века, — Халил-Бека Мусаясул, которую он назвал очень символично: «Страна последних рыцарей». Как и великие русские писатели, сумевшие оценить блеск горского духа на суровом фоне абсолютно аскетичного горского бытия, великий художник на далекой чужбине блистательно описал достоинство и благородство, великодушие и гордость, бесстрашие и мужество, деликатность и такт истинных рыцарей гор, последних рыцарей на европейском континенте…
В XXI веке цивилизованным дагестанцам не приличествует смотреть на прошлое свысока, нам нужно приложить усилия к тому, чтобы возродить дух гармонии существования, который был присущ предкам, несмотря на все круги ада истории, через которые пришлось за тысячелетия пройти Дагестану.
Говоря об архитектурно-строительном облике современного Дагестана, о котором приезжие люди судят прежде всего по Махачкале, приходится с горечью констатировать, что за последние десятилетия было, кажется, сделано все, чтобы превратить столицу республики в некое неприглядное скопище разномасштабных, разноколоритных, разностилевых построек, совершенно не гармонирующих друг с другом и со сложившейся ранее застройкой – градостроительным контекстом.
Взбесившаяся эклектика — вот, пожалуй, самая краткая и исчерпывающая характеристика архитектурного пространства нашего города. Впрочем, городом его можно назвать лишь условно, поскольку стараниями ненасытных застройщиков коммерческой недвижимости почти полностью вытравлен дух прошлых поколений, их энергетика. Это и делает «кучу зданий» городом со своим лицом, своим характером, своей прошлой историей и, наконец, со своей неуловимой и необъяснимой аурой, созданной поколениями людей, живших здесь и оставивших память о себе.
В Махачкале, увы, почти не осталось ничего, что напоминало бы о прошлом, — кругом новострой, не пропитанный духом старого бытия и оттого не берущий за душу гостя нашей столицы. Невольно в связи с этим вспоминается Тбилиси – город с полуторатысячелетней историей, весь наполненный памятью о прошлом, настоящий музей под открытым небом, прогулка по которому вводит в транс, подобный тому, что испытывает человек после посещения художественной галереи. И хотя нет здесь небоскребов и потрясающих вычурными формами зданий, рассчитанных на эпатаж, город медленно, но неотвратимо берет гостя в плен своей сомасштабностью с человеческим существом, своим теплом, обаянием. Но главное – разлитой в воздухе старого Тбилиси памятью о долгих пятнадцати веках, в течение которых мужчины и женщины, старики и дети, юноши и девушки жили в этом благословленном месте, радовались и грустили, влюблялись и страдали, мечтали о счастливом будущем и мужественно переносили удары судьбы…
И всякий гость, проходя по кривым мощеным улочкам под ажурными балконами старых, как сам Тбилиси, домов, начинает кожей ощущать, что это – бессмертный город, который всегда был, есть и будет, что энергетика прошлых поколений никуда не исчезла, она повсюду: в каждом камне, в каждой створке окна, в каждом столбе разных ограждений веранд… И гость непременно возвращается в Тбилиси, чтобы вновь и вновь окунуться в эту сладостную атмосферу солидарности поколений, возвращается в город, где никто не забыт и ничто не забывается, где люди доброжелательны и прямо-таки светятся от радости, если могут быть полезны приезжему человеку. Поэтому неудивительно, что Тбилиси всегда наполнен туристами, всегда всем распахнут и всегда всем рад.
Надо сделать все от нас зависящее, чтобы и наша Махачкала из урбанизированной территории, застроенной большим количеством разнородных безликих зданий, превратилась в обозримом будущем в теплый человеческий город на берегу теплого моря. Но для этого всем нам нужно очень постараться, нужно стать другими – добрыми, доброжелательными, любящими красоту и гармонию…
М. Г. Магомедов