Не попавшие в список 180 человек готовы начать голодовку
До конца этого года более 250 погорельцев села Мокок Цунтинского района, где 21 августа 2016 года произошел пожар, получат компенсацию за утраченное имущество. Об этом «Молодежке» сообщил источник в республиканском МЧС.
В минувшую субботу, 18 ноября, председатель российского правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому 251 погорельцу села Мокок выделено 23 миллиона рублей в качестве компенсации за утраченное имущество первой необходимости. Из документа следует, что деньги выделены из резервного фонда правительства РФ и должны быть переведены в бюджет республики.
Размер социальной поддержки определен следующим образом – 100 тысяч рублей на одного человека, но не более 300 тысяч на одну семью. Распоряжение было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 21 ноября.
Источник «Молодежки» в республиканском МЧС отметил, что деньги будут перечислены администрации Цунтинского района для распределения среди погорельцев. Мококцы должны получить компенсации до конца года, иначе деньги будут отозваны.
Размер компенсации определил минфин России. В согласованном списке 107 семей – если семья состоит из трех и более человек, они не получат больше 300 тысяч рублей, семья из двух человек получит 200 тысяч рублей, семья из одного человека – 100 тысяч рублей.
При этом нерешенным остается вопрос компенсационных выплат за потерю жилья. Изначально прежний руководитель республики Рамазан Абдулатипов просил федеральный центр выделить деньги на строительство новых домов для погорельцев, чтобы сохранить село и предотвратить отток населения в города.
Пока неизвестно, по какой схеме будет решаться этот вопрос. Возможно, будет принято решение о строительстве домов исходя из количественного состава каждой семьи. По социальной норме для проживания одного человека требуется 18 квадратных метров жилья.
Собеседник «Молодежки» добавил, что список из 251 человека был передан в МЧС России еще в августе. После пожара в селе Мокок о потере имущества заявил 591 человек. Но управление по вопросам миграции МВД Дагестана утвердило список погорельцев из 251 одного человека. Остальные ожидают подтверждения своего права на получение компенсационных выплат.
В понедельник начальник управления по вопросам миграции (УВМ) республиканского МВД Магомед Магомедов и глава Цунтинского района Пахрудин Магомединов провели пресс-конференцию и прояснили ситуацию с денежными выплатами жителям села.
По словам Магомеда Магомедова, в результате пожара сгорело 83 домовладения, в том числе здание сельской администрации, мечеть и несколько хозяйственных построек, без крова остались 483 человека, из них 193 – дети.
С заявлением о возмещении утраченного имущества в комиссию по чрезвычайным ситуациям Цунтинского района обратился 591 человек, но только 251 из них имеют все необходимые документы. Подтвержден факт проживания этих граждан в селе Мокок.
«В процессе проверок мы столкнулись с тем, что в поданных списках на возмещение утраченного жилья и имущества мы обнаружили ряд лиц, которые не были зарегистрированы в пострадавших от пожара домах. То есть люди были зарегистрированы и проживали в других городах и даже регионах. Подобные факты уже выявлены и пресечены. В данной ситуации МВД по Республике Дагестан действует в рамках закона, поэтому обвинения в адрес министерства о том, что ведомство не согласовывает список лиц, пострадавших в пожаре, не оправданны», – сказал Магомедов на пресс-конференции.
Председатель инициативной группы погорельцев села Мокок Магомед Саидов рассказал «Молодежке», что в утвержденный список пострадавших от пожара входят 144 семьи. А управление по вопросам миграции МВД согласовало список, в который вошли 107 семей.
«Мы требуем, чтобы согласовали список по оставшимся 36 семьям (180 человек) и направили в Москву для получения компенсации за утраченное имущество первой необходимости. Сейчас администрация Цунтинского района и УВМ согласовывают списки. Посмотрим, что они скажут. Мы подождем две недели, и если не будет результата, объявим голодовку. Мы не позволим, чтобы над нами издевались. Акция протеста – это наш единственный инструмент», – сказал Магомед Саидов.
Он также прояснил вопрос о том, как оказалось, что в 74 четырех сгоревших жилых домах проживали 144 семьи. Активист напомнил, что мококцев в 1944 году после депортации чеченцев переселили в Чечню, а село сожгли. В 1957–1958 годах чеченцы начали возвращаться на родную землю, а мококцы вернулись в село и начали строить дома. Люди строили дома один над другим. Например, одна семья строила одноэтажный дом и поселялась в нем, над этим домом другие семьи строили второй, третий и четвертый этажи. Кроме того, строительство дополнительных этажей избавляло тех, кто жил ниже, от проблемы протекающей крыши. И большинство домов в селе до пожара были такими. В одном двух-, трехэтажном доме проживало несколько семей.
По словам Саидова, из дагестанских депутатов в Госдуме только Ризван Курбанов помог погорельцам. Он организовал гуманитарную помощь и поднимал проблему мококцев в парламенте.
Читайте также Рамазан Абдулатипов потребовал ускорить выплату компенсаций погорельцам села Мокок.
Али Алиев