Дискуссия вокруг музея «Россия – моя история» набирает обороты. Ученые увидели в экспозиции «пример чудовищного непрофессионализма»
Сегодня в пресс-центре агентства «Россия сегодня» состоится пресс-конференция о работе мультимедийных исторических парков «Россия – моя история». Поводом для ее созыва стало обращение членов Вольного исторического общества (ВИО) к министру образования и науки России, «в котором была поставлена под сомнение компетентность создателей одного из самых известных просветительских и образовательных проектов последних лет» – так сформулировали суть документа организаторы пресс-конференции.
В качестве спикеров мероприятия заявлены председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон Шевкунов (известный также как «духовник Владимира Путина»), управляющий директор Фонда гуманитарных проектов Иван Есин, руководители нескольких вузов, а также директора трех музейно-выставочных комплексов «Россия – моя история», построенных в Якутске, Ставрополе и Махачкале.
Обращение Вольного исторического общества к министру образования и науки Российской Федерации Ольге Васильевой (копия: председателю Патриаршего совета по культуре епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову) было опубликовано 7 декабря. Днем позже к нему присоединилась Ассоциация «Свободное слово», правозащитное объединение литераторов, журналистов, переводчиков, редакторов, издателей, профессиональных блогеров.
Поводом для обращения историков стала рекомендация министерства ректорам вузов использовать ресурсы экспозиции исторического парка «Россия – моя история» для организации внеучебной работы студентов, а также для подготовки и переподготовки учителей истории.
Еще раньше, в ноябре прошлого года, министерство образования порекомендовало школам изучать экспозиции, разработав методические указания для классной и внеклассной работы.
«Предложение Министерства выводит этот парк из разряда предприятий публичного досуга и придает ему ранг учебного пособия, — говорится в тексте документа. — Число клонов парка постоянно умножается, так что историческая концепция, которой руководствовались создатели экспозиции, может оказать серьезное влияние на историческое сознание наших сограждан. Между тем, концепция парка есть результат творчества Патриаршего совета по культуре, существующего на правах синодального отдела РПЦ под председательством епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова). Совместимо ли внедрение такого «пособия» в учебный процесс со светским характером образования в РФ?»
Это не единственный вопрос, поставленный учеными в обращении.
«Чем вызван панегирический уклон в изображении всех без исключения царей? Почему никто, кроме правителей, с точки зрения создателей выставки, не наделен правом думать о благе России? Допустима ли для популярной, но все же просветительской выставки столь широко практикуемая ее создателями «модернизация», то есть приписывание «по аналогии» историческим деятелям и событиям совершенно несообразных им современных мотивов и контекстов? Или, напротив, наносит ущерб воспитанию историзма?
Отчего для обеления Ивана Грозного авторы выставки берут на вооружение совершенно фантастическую и абсолютно маргинальную концепцию «информационной войны» со стороны злонамеренных иноземцев, жертвой которой якобы сделался образ московского государя? Несмотря на то, что злодейства Грозного и колоссальный ущерб, нанесенный им стране в результате установления террористического опричного режима, не только надежно засвидетельствованы отечественными источниками, но и досконально исследованы отечественными историками».
Ученые перечислили и вызывающие сомнения тезисы, которые составителями экспозиции поданы в качестве фактов, и многочисленные лакуны и недомолвки – и такие недочеты, пишут они, исчисляются десятками. «Подход авторов к отбору и освещению исторических фактов вопиюще произволен», – констатируют члены Вольного исторического общества.
Что касается обращения с цитатами, то в этом отношении, продолжают историки ВИО, выставка «являет пример чудовищного исторического непрофессионализма».
«Ошибки и даже просто измышления небрежных интернет-публицистов представляются как подлинные слова Ивана Аксакова и архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Практически все без исключения изречения «врагов России» являются псевдоцитатами: ни Отто Бисмарк, ни Билл Клинтон, ни Маргарет Тэтчер не произносили тех слов, которые им приписаны. Эти псевдоцитаты частично некритически позаимствованы из интернет-публицистики, частично — из печально знаменитой книги Николая Яковлева «ЦРУ против СССР», давно ставшей притчей во языцех из-за своей фантастической, бьющей через край лживости. Организаторам выставки не раз указывали на фиктивность многих цитат, которые они выдают за правду, но им это, как видно, совершенно безразлично».
«Недопустимо опираться на прямую и бесстыдную ложь, когда учишь детей или тех, кто будет им преподавать! В это растление юных умов сейчас вовлекается Министерство образования», — предупреждают авторы обращения Ольгу Васильеву.
Вольное историческое общество призвало министерство организовать публичную профессиональную экспертизу выставок «Россия — моя история» (подобную той, которой подвергаются школьные учебники) с официальной публикацией ее результатов, а до тех пор приостановить всякие рекомендации этих выставок в качестве учебного материала.
Председатель ВИО Никита Соколов уверен, что выставка «Россия — моя история» не пройдет экспертизу — экспертный совет при Минобрнауки «такого вздора не пропустит, потому что будет совсем стыдно», цитирует его «Медуза».
К бойкоту «вредоносной историко-политической затеи, не имеющей никакого отношения к российской истории, зато имеющей стопроцентное отношение к текущей российской политике», призвал коллег по цеху кандидат исторических наук Даниил Коцюбинский. «Заведомо ложных исторических сведений на этой выставке – столько, что все их перечислять просто нет смысла», — сказал он.
Публикация обращения историков вызвала такой резонанс, что организаторы выставок-клонов решили собрать пресс-конференцию, чтобы ответить на возникшие вопросы.
Особый интерес для Дагестана представляет участие в ней в качестве одного из спикеров директора махачкалинского комплекса Махти Рамазанова. Строительство исторического парка в столице Дагестана было сопряжено с рядом скандалов. Сначала руководство республики под давлением общественников было вынуждено перенести его строительство из парка им. Ленинского комсомола на территорию долгостроя в районе Джума-мечети. Уже после официального открытия комплекса (оно состоялось 19 октября с участием Тихона Шевкунова, который взял на себя роль экскурсовода для VIP-персон республиканского масштаба) прокуратура Дагестана выяснила, что в августе некоммерческому фонду «Россия – моя история. Город Махачкала» были незаконно переданы в собственность недостроенные спортзал и гостиница, находящиеся рядом с музеем. Однако закон запрещает органам власти передавать в собственность некоммерческих организаций государственное имущество. Поэтому 17 ноября прокуратура обратилась в Арбитражный суд Дагестана с требованием признать распоряжение правительства и договоры, заключенные с фондом, недействительными.
На этом список «недоразумений», связанных с музеем-клоном, не заканчивается. Как выяснил еженедельник «Черновик», на его строительство ушло в два раза больше средств, чем было запланировано. Из республиканского бюджета на строительство здания было выделено 150 млн рублей, еще 150 млн профинансировал «Газпром».
«Затем из дагестанской казны отдали еще около 34 млн рублей на оформление регионального экспозиционного мультимедийного зала, — пишет издание. — Сейчас выяснилось, что Минстрой РД раздул смету на строительство от 150 до 504 млн рублей. В итоге в бюджет на 2018 год необходимо заложить 354 млн рублей, чтобы погасить эту задолженность».
Всего в 2017 году в стране было возведено 16 таких исторических парков (в ближайших планах — еще семь). В некоторых городах, пишет «Коммерсантъ», строительство сопровождалось скандалами и судебными спорами, как это было, в частности, в Махачкале, Тюмени и Санкт-Петербурге.
Из анонса пресс-конференции в МИА «Россия сегодня». «Правы ли авторы обращения к министру? Действительно ли историки и эксперты допустили те ошибки, о которых идет речь в письме? Или же это попытка дискредитировать один из самых удачных за последние годы просветительских и образовательных проектов, полюбившийся многим школьникам и учителям? На эти и другие вопросы ответят участники пресс-конференции».
Отдел недоразумений «МД»
Читайте также Россия — Моя история скандалов