Боль и тревога охватывает, когда видишь, что происходит сегодня на юго-востоке Украины. Информационные передачи на всех телеканалах начинаются сводками из районов боевых действий. Даже иногда кажется, не во сне ли всё это происходит? Но всё на свои места ставит безжалостная и отрезвляющая реальность. А она сегодня такова, что киевское руководство затеяло настоящую войну против своего народа.
Города и населённые пункты юго-востока подвергаются бесконечным ударам авиации и артиллерии. Под огнём обстрелов, как правило, жилые кварталы, больницы, школы, шахты, заводы. Число жертв исчисляется тысячами, в основном среди мирных жителей. Беженцев уже сотни тысяч. Многокилометровые очереди на блокпостах на границе России. Вся нагрузка по приёму людей, которые бегут от войны, падает на российскую сторону! Нескончаемым потоком идут беженцы в Россию. В городах юго-востока Украины становится жить невозможно. Кто как может спасается от ужасов войны. Бегут целыми семьями. История каждой семьи по-своему трагична. Убегают от войны, оставив всё, взяв самое необходимое.
Гибнут дети, женщины, старики… Погибают целыми семьями. Везде лужи крови… К месту строки великого украинца Тараса Шевченко, написанные 160 лет назад: «…Струятся реки… кровавые реки! Засеяны горем, кровью политы…»
Ситуация близка к гуманитарной катастрофе. В Луганске, Донецке, во многих других городах выведены из строя коммуникации электро-, водо- и газоснабжения. Ощущается нехватка продуктов питания, медикаментов.
Украинские силовики используют против ополченцев танки, артиллерию, системы залпового огня «Град», ракетные комплексы «Бук», баллистические ракеты малой дальности, запрещенные международными конвенциями фосфорные бомбы.
На юго-восток Украины пришла настоящая война, украинская гражданская война…
Во все регионы России продолжают прибывать беженцы. Сотни беженцев приютил и Дагестан, есть они и в нашем городе Хасавюрте.
Помогают все: власти и простые граждане. Собирают деньги, необходимые вещи, предоставляют жильё. Делают все возможное, чтобы они забыли о страшных днях, проведённых под обстрелом…
А были совсем другие времена. Вспоминаю мартовские дни 1969 года, когда в составе делегации школьников из Ботаюрта я побывал в Донецке. Две средние школы: №93 г. Донецка и дагестанского села носят имя Героя Советского Союза Николая Жердева и на протяжении десятков лет обмениваются дружескими визитами. В этой поездке в составе нашей делегации был и хасавюртовский журналист Владимир Ярмоленко, который серией публикаций «И сокращаются большие расстояния» на страницах «Дружбы» рассказал об этом.
Николай Прокофьевич Жердев, уроженец Донецка, добровольцем поехал в Испанию, где совершил свой первый таран. Потом был Халхин-Гол. На счету отважного лётчика — 14 сбитых самолётов. Авиационный полк, в котором служил Жердев, был расквартирован в 5 км от с. Ботаюрт.
В ноябре 1942 года он погиб в боях за Кавказ и похоронен в Ботаюрте. В 1962 году местной школе присвоено его имя. Чуть позже ботаюртовцы установили памятник-бюст на месте захоронения Героя.
За эти годы школьники из Донецка неоднократно приезжали в Дагестан. Бывали они и в Хасавюрте, знакомились с достопримечательностями нашего города, посещали наш краеведческий музей. Встречались с известным краеведом и директором музея Борисом Петровичем Дорогобедом. Бывали в гостях у Расула Гамзатова в Махачкале…
С большой теплотой вспоминаю, как нас встречали на железнодорожном вокзале ст. Иловайская. Дружеские объятия, цветы, приветственные речи… До сих пор перед глазами огромный плакат «Добро пожаловать, побратимы-дагестанцы!».
Незабываемыми были посещения дома, где родился и жил Николай Жердев, машиностроительного завода, где он начинал свою трудовую деятельность, завода коксохимии, где работает брат Героя Алексей, экскурсии на шахту им. Абакумова, на родину молодогвардейцев в г. Краснодон.
Встречи в заводских коллективах сопровождались ознакомительными выступлениями Алексея Жердева, друга детства Героя Ивана Бритченко, представителей нашей делегации. Как бы гимном наших встреч стала песня, посвященная Герою «А в горах Гудермеса пурга» в исполнении группы девочек из 93-й школы. В ответ наши девочки пели песни дагестанских авторов, которые вызывали бурные овации.
Помнится, на одной из встреч школьница Таня Проснева проникновенно читала стихи Расула Гамзатова «Сыновья», а потом показывала нам книгу великого дагестанца, подаренную им ей во время пребывания их в нашей республике с надписью «Чудесной Тане с добрыми дагестанскими пожеланиями от дяди Расула».
На одном из таких мероприятий нас ждал настоящий сюрприз – встреча с Героем Советского Союза Якубом Сулеймановым, нашим земляком, работавшим тогда на одной из угольных шахт Донецкой области. Кульминацией нашего пребывания в Донецке стала торжественная встреча во Дворце культуры им. Фоменко.
Было очень много тёплых слов, приветствий дагестанским школьникам. Нас приветствовали директор школы №93 Владимир Паслён, брат Героя Алексей Жердев, Герой Советского Союза Якуб Сулейманов и другие. С ответным словом выступили руководитель делегации Боранбий Салаватов, секретарь комсомольской организации нашей школы Камалдин Атаев.
С приветствиями также выступали школьники из городов Шахтерска, Харцызска, Енакиева… Был концерт, были танцы…
И были проводы… Со слезами, с обещаниями следующей встречи, уже на хасавюртовской земле…
А книга «Кобзарь» на украинском языке классика украинской литературы Тараса Шевченко, с дарственной подписью моего друга, украинского друга Константина Мороз, и сегодня занимает своё достойное место в моей домашней библиотеке.
Очень верится, что, несмотря на все усилия «доброжелателей», несмотря на небывалую антироссийскую истерию сегодня на Украине поймут, в первую очередь власти, кто на самом деле друг, а кто нет, и отношения добрососедства и братства, которые веками торжествовали между нашими странами и народами, восстановятся. Россия, россияне очень хотят этого.
В заключение хочется процитировать известного украинского писателя Павло Загребельного, автора выдающегося романа «Я, Богдан», который устами своего героя, гетмана Украины Богдана Хмельницкого 360 лет назад говорит: «…Великий народ, брат наш извечный, уже раскрывал нам свои объятия… Кончилось наше сиротство! В наитяжелейшую, может, годину для судьбы народа моего…»
Арсен Абдурахманов